«Физра» или физическая культура?
Много раз слышала, как студенты иронически говорили: «А вот у нас в университете/институте/колледже самый главный предмет – физкультура». После этих слов следовали трагические истории, приправленные сарказмом, о методиках преподавания этого предмета, а также всевозможные байки и легенды. Но ведь в студенческих рассказах прикрас бессчетное количество, и как-то сразу верить в то, что у нас в стране с предметом, изучающим физическую культуру, все настолько плохо, не хочется.
Я решила выяснить, каково в народе истинное отношение к физкультуре. Хочу вас разочаровать: лестного на тему занятий по «физре» я так ничего добиться от студентов и не смогла.
Спросив у своей знакомой, почему же так происходит, – она кругом отличница, идет на красный диплом, собирается поступать во всевозможные магистратуры и аспирантуры и вообще задалась целью быть доктором наук, – почему она, имея силы заниматься наукой, не имеет сил на обычные занятия физкультурой два раза в неделю? На что она устало заметила: «А ты помнишь, что из себя представляет обычный преподаватель физкультуры? У нас – филологов – на этот случай и термин есть: обыватели. Они давно уже перестали развиваться, совершенствоваться. Создается такое ощущение, что они, еще и будучи студентами, халявили. Смотришь на них – на физрука с красным лицом или еще того лучше – «заплывшую» физручку, и гадаешь: «Кто же ты? Каким был в молодости? Был таким же пассивным или когда-то относился к своей профессии с воодушевлением и охотой, и это жизнь энтузиазм весь пообломала?»
На самом деле, когда я поступала в университет, одной из моих задач было познакомиться с выдающимися людьми, болеющими своим делом. В этом случае – случае преподавателей физкультурных кафедр – никакого огня по отношению к делу не существует. Да такое ощущение, что и дела-то нет. Смотришь на этих «физруков» и видишь либо лень в глазах, либо усталость. А ведь наверняка в молодости каждый из них занимался да еще и достиг высот в определенном виде спорта! И непонятно, как он или она могли быть футболистами, художественными гимнастками, пловцами или штангистами. Не тянут, совсем не тянут эти люди на статус преподавателей высшей школы. Не хочется к ним идти. Легче заплатить и провести эти три часа в неделю с пользой – в библиотеке или просто даже гуляя с друзьями. Но! Общий вопрос таков: «А что бы было, если все предметы преподавались так, как у нас это выходит с физкультурой?»
Что там и говорить, студентам не то что посещать занятия по физкультуре – им говорить о ней лень! При подготовке этого материала я столкнулась с множеством усталых взглядов, усмешек и просто отмашек. «Зачем даже время тратить на разговоры о физре?» – недоуменно спрашивали у меня студенты. И следом: «Это вопрос решенный».
Как проходят уроки физкультуры? Для тех, конечно, кто их посещает. Сначала все долго переодеваются. Ведь в занятиях физической культурой – все мы это знаем еще со школы – самое главное – форма одежды! Она должна настраивать тебя на определенный лад и гарантировать безопасные занятия спортом. Это, конечно, очень важно, когда, например, на занятиях физкультурой вы всей группой под ручку спускаетесь на набережную и, мило щебеча, проходите пару кружков от улицы Гагарина до панорамы. Так происходит в теплые периоды учебного года в двух университетах нашего города. В остальных вузах, где прогуляться по историческим местам нашего города возможности нет, занятия проходят более обыденно. В спортивном зале студенты лениво делают несколько кружков, а потом, сославшись на усталость и общую нагрузку, делятся на группы – кто-то прогуливается по периметру с волейбольным мячом, кто-то отдыхает на матах, кто-то нехотя играет в бадминтон. Все это с постоянным поглядыванием на часы – когда же, когда же закончится этот ад?
А те, кто не ходят... У них все схвачено, все узнано, все каналы пробиты. Да так даже легче, легче потратить эти несколько часов на работу (тем же промоутером – все полезней) и потом заплатить. С одной стороны, нельзя сказать, что преподаватели физкультуры вымогают у студентов деньги. Это вроде как от студентов идет – их инициатива. А вот в чем инициатива преподавателя? Стать как можно неинтересней, чтобы пару твою посещать было вовсе невозможно? Сделать свои занятия невыносимыми, чтобы студент прогуливал, а потом как бы нехотя брать деньги вместо отработок? Неизвестно.
А так... Серьезный, в общем-то, предмет. Все мы хотим быть здоровыми, культурными и гармоничными. Да и интересно все это. Я точно знаю. Но как-то не срослось. Всем – и преподавателям, и студентам – не до физической культуры. Физическая культура – это удел небожителей. Вот «физра» – это по-нашему.
Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2009-10-08
|