Молодые режиссеры спешат на помощь
Пять причин не хоронить российский кинематограф раньше времени
Сейчас в кинотеатрах «прокатывают» фильм Бориса Хлебникова «Сумасшедшая помощь». Это еще одно доказательство, что хоронить российский кинематограф слишком рано. Вопреки словам Станислава Говорухина, режиссера гениального, на мой взгляд, фильма «Десять негрият», считающего, что в России нет нормальных молодых режиссеров и что фильмы сейчас снимают «дебилы для дебилов». Позволим себе не согласиться с мэтром отечественного кинематографа. И на это, как поется в песне Игоря Николаева, у меня есть пять причин. Итак, начнем.
Причина первая
Кирилл Серебренников, которому стукнуло в этом году сорок, до сих пор считается молодым режиссером кино, хотя в театре он наворотил – грех жаловаться. Впрочем, и сейчас продолжает делать то же самое, снимая в перерывах фильмы, способные, по крайней мере, зацепить зрителя. Причем совершенно не важно, будут ли после их просмотра плеваться или рукоплескать. Сначала «золотой» (вопреки своей фамилии его хочется называть так) режиссер снял несколько сериалов. Потом, видимо, почувствовав, что пора приступать «выносить» мозг зрителям, «выдал» параноидальный фильм «Изображая жертву». Фильм снят безупречно, отлично сыграли актеры, среди которых засветилась и Лия Ахеджакова. Ее диалог с Виталием Хаевым ближе к концу фильма – великолепный образец актерской игры. Помнится, я ошалелыми глазами смотрел на то, как любимая секретарша со «Служебного романа» позволяет себе красное словцо в кадре.
...И вот... «Юрьев день». Фильм очень тяжелый для восприятия, но много к чему обязывающий. Чувствуется, что режиссер не просто снимает картинки, а выверяет каждый момент, и главное – не позволяет халтурить актерам. Ксения Раппопорт играет гениально. Конечно, это, быть может, не только заслуга режиссера, но органично вписать ее в фильм – тоже задача не из легких. Причем в такой неоднозначный.
Резюмируя все вышеизложенное, можно добавить, что от Серебренникова хочется ждать кинопродолжения.
Причина вторая
Иван Вырыпаев – театральный режиссер. Причем такой же неоднозначный. Его фильмы тоже многим не по душе, но это абсолютно не умаляет их достоинство. Дело в том, что в России, на мой взгляд, наступает эпоха арт-хауса. С этим надо смириться. Живем в больное время – снимаем больные фильмы. Но, повторюсь, они сняты далеко не «дебилом для дебилов», как считает Говорухин. Отнюдь. Кто же такой Иван Вырыпаев и с чем его едят? О его «киноимени» заговорили после фильма «Эйфория». Кстати, снятого на просторах Волгоградской области. Фильм ругали и хвалили. Впрочем, это абсолютно нормально для арт-хауса.
Такая же история приключилась и с его последним фильмом «Кислород». Однако, несмотря на это, каждый раз, выставляясь на «Кинотавре», Вырыпаев забирает главные номинации. В этот раз он стал «Лучшим режиссером», а с «Эйфорией» не только получил в Сочи специальный приз, но и стал обладателем в Венеции Малого золотого льва. А это, между прочим, был всего лишь режиссерский кинодебют! Поэтому на Вырыпаева вся надежда. Он наша вторая причина не хоронить российский кинематограф.
Причина третья
В прошлом году «Бумажный солдат» Александра Германа-младшего стал серебряным на фестивале в Венеции. Это большая редкость, когда российские фильмы там столь серьезно воспринимают. Сам же фильм даже у меня оставил неоднозначное впечатление. Порадовали операторские приемы и монологи с диалогами, которые в течение всего фильма «задвигают» герои Германа. Но в отличие от своего отца Александр еще не создал что-то поистине шедевральное, хотя все предпосылки к этому есть, если помимо «Бумажного солдата» брать в расчет фильм «Гарпастум» – отличное, хорошо сбалансированное кино.
Причина четвертая
Оксана Бычкова, с которой мне тоже в свое время довелось пообщаться на «Кинотавре», замечательный лучезарный человек... Как и ее фильмы. Пожалуй, из всего списка перечисленных мною режиссеров она самая самобытная. Пускай она сняла пока два полнометражных фильма и одну короткометражку, это уже многого стоит. Вспомните замечательный «Питер FM» или последнюю ее работу – «Плюс один»... Фильмы сняты в лучших традициях старого русского доброго кино, разве что осовременены немного. Четвертая причина не хоронить русский кинематограф раньше времени более чем весомая, тем более, что Бычкова не собирается останавливаться на достигнутом и замышляет новый фильм.
Причина пятая
Самого «взрослого» режиссера из пятерки Ренату Литвинову можно все равно считать молодым. За свою режиссерскую карьеру она сняла пока только три фильма: «Нет смерти для меня», «Зеленый театр в Земфире» и, конечно, «Богиня: Как я полюбила».
Кино, которое стало и для самой Литвиновой «реинкарнацией» в новом образе... Теперь уже не только «манерной» актрисы и «сумасшедшего», но и параноидального режиссера. Сейчас она опять пустилась во все актерские тяжкие, но думаю, что когда-нибудь в очередной раз выстрелит киношедевром. Она же не просто кто-то там, а пятая причина!
Продолжение следует...
На «Кинотавре» фильмом-открытием в этом году была картина «Короткое замыкание». Для этого «альманаха» первые три названных мною персонажа сняли свои короткометражки. Очень символично, что они собрались вместе в одной ленте, ведь им вершить будущее российского кинематографа. К сожалению, время похоронило многих гениальных, а ныне здравствующие режиссеры «закрылись в своей коробочке», называя младое племя «дебилами». Радует только одно, что проблема «отцов и детей» не мешает ни тем ни другим снимать отличные фильмы, а это самое главное. Видение у всех разное, и с этим стоит смириться!
Антон КОВАЛЬСКИЙ
Опубликовано: 2009-10-01
|