Задыхаемся...
В Волгоградской области недостаток молодых учителей.
Чем будут «дышать» школы в ближайшем будущем?
В начале учебного года министр образования Андрей Фурсенко уверял всю страну в том, что в школах России в полтора раза больше учителей, чем нужно. Однако на деле все не так радужно, как он утверждает. К примеру, по данным президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, нехватка учителей в регионах составляет до 40 процентов.
Это совсем не похоже на данные, которыми так незатейливо оперирует Фурсенко, «подливая масло в огонь» заверениями, что якобы «молодежь не идет работать в школы не только из-за низкой зарплаты, но из-за того, что все места заняты». Весьма остроумное предположение, которое бы хотелось проверить на деле. Пускай все-таки опытные педагоги уступят место молодым. Что из этого, интересно, получится, если брать в расчет еще одни данные – 70 % выпускников педагогических вузов не идут работать по специальности. Их пугает не отсутствие мест, которых в регионах, кстати, пруд пруди, а нереально низкая зарплата. Несмотря на уверение вице-премьера Александра Жукова, что средняя зарплата учителя теперь 17400 рублей, в большинстве регионов России учителя так и получают 5–6 тысяч. Увы, не все живут в Москве и зарабатывают по 30 тысяч. Да и что эти деньги для Москвы? Столько там имеют офисные «клерки». И если девушка, например, может себе позволить получать копейки, имея мужа, способного обеспечить семью, то увидеть в школе учителя мужского пола становится такой же редкостью, как трезвого десантника в день ВДВ. Заработать в школе на пропитание семьи нереально, если не брать по нескольку ставок или подрабатывать в другом месте. А как известно, это не сказывается на качестве образования.
Мы попросили прокомментировать слова Фурсенко председателя Комитета по образованию города Камышина Владимира Подхватилина:
– Фурсенко – трепло! На начало нового учебного года у нас не хватало в общей сложности более ста педагогических работников в системе образования. С чем это связано? 31 год назад, когда я принял систему образования города Камышина, у нас 25–27 процентов учителей были мужчины. Сегодня их всего один процент. В трех школах ОБЖ ведут женщины! Этим уже все сказано. Одна из ключевых причин – заработная плата. Я давал пресс-конференцию журналистам на тему зарплаты учителей за первые шесть месяцев этого года. Средняя зарплата учителей 9780 рублей, у воспитателей детсадов – 5900 рублей, зарплата работников дополнительного образования – 7760 рублей. В министерстве брешут, утверждая, что учителя в регионах получают 15–20 тысяч. Откуда берутся эти цифры? Понятия не имею. Новая система оплаты труда, на которую мы сейчас переходим поэтапно, тоже ни к чему хорошему не приведет. Вот, к примеру, сейчас в Камышин приезжает работать из Дубовского района молодая пара: он – учитель труда, она – математики. Они будут получать вдвоем около 12 тысяч. Что можно – наскребли. Почему так мало? Потому что у них нет ни наработок, ни «портфолио», ни детей – победителей олимпиад... А откуда они могут взяться у молодого специалиста? Новая система тоже внесла свой «вклад» в то, что молодежь не идет работать в школы. У нас в Камышине есть свое педучилище, но на сегодняшний день только воспитателей в детских садах недосчитались около 30. Мы у студентов училища спрашиваем: «Почему вы не идете в школу?» А они отвечают: «Что я, дурак, за 4,5 тысячи работать?! Я лучше пойду в киоск продавцом и буду там получать семь».
Сейчас у нас не хватает учителей математики, физики, истории, информатики, ОБЖ. Остро стоит проблема с учителями физкультуры мужского пола. Так что Фурсенко понятия не имеет о ситуации на местах. Его знания замыкаются рамками Москвы, в которую у меня за последнее время уехало на заработки больше 50 учителей. Вот там действительно платят больше.
Мнение же Владимира Подхватилина расходится с информацией, предоставленной председателем областного Комитета по образованию Виктором Беспаловым Волгоградской областной думе. Оказывается, за время реализации нацпроекта «Образование» зарплата учителей возросла практически втрое. То есть если в 2006 году средний размер зарплаты волгоградских педагогов составлял около 4800 рублей (в промышленности – 7300), то в марте 2009 года уже 13278 рублей (в промышленности – 13185).
Но, увы, не у всех есть возможность ехать учительствовать в Москву, где нацпроект «работает». В небольших городах обещание высоких зарплат так и остается миражом. И на этот мираж уже не покупаются молодые специалисты. Оттого и так пустынно становится в школах России...
– Я работать в школу не пойду, – рассказывает корреспонденту «Молодого» студентка Камышинского педагогического колледжа Наталья Жутова. – Учитель получает мизерную зарплату, на которую прожить сейчас просто невозможно. Если уж на то пошло, то я лучше пойду работать переводчиком. Как вариант – журналистом. Именно поэтому я и учусь параллельно в Москве на факультете журналистики.
Наталью можно понять, автор этой статьи в 2002 году тоже заканчивал педучилище и даже проработал учителем информатики в школе села Лебяжье. Потом ушел в армию, но возвращаться в школу не стал. Копейки, которые в ней сулили, «вынудили» его стать журналистом...
Жаль в этой ситуации, как всегда, детей. Они не виноваты в том, что учителям приходится «упахиваться», чтобы прокормить семью, вешая на себя дополнительные часы и работая на 2–3 ставки. Как результат – халтурить. Они не виноваты в том, что у них в школе нет учителя физкультуры и они растут больными. И уж тем более в том, что, по словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, Россия остается одной из самых отсталых стран в области образования. У нас тратится на эту сферу всего 3% ВВП, тогда как в странах Европы на образование приходится 7– 8% ВВП, в США – 11, а в Китае – 12%.
«Хочу такую зарплату, чтобы своему сыну можно было ни в чем не отказывать, а пока довольствуюсь 7000 рублями, за 1,5 ставки учителя начальных классов. Видимо, придется проститься с любимой работой ради семьи...» Вот такими сообщениями пестрят интернет-форумы, посвященные образованию. Только никому, видимо, до этого дела нет.
Есть мнение
Наталья Рассказова, главный корректор газеты «Новый Город» (учитель русского языка и литературы)
Между статусом учителя и жены я выбрала быть верной супругой, которая мужу приготовит покушать, погладит ему рубашки, уберет в доме, а не будет сидеть до ночи, проверяя тетрадки. И вообще в школе больше бюрократической тягомотины с планами, отчетами и тому подобного, чем творчества.
Мария Минакова, будущий офис-менеджер IT-отдела ОАО «Газпром» (учитель английского, французского и испанского языков)
Зарплата в школе просто отвратительная, но зато нагрузка бешеная, как и большинство современных детей. Плюс ко всему куча писанины: планы, конспекты. Бесконечные проверки. Мои нервы стоят дороже, и я не альтруистка. Считаю, что частные занятия намного выгоднее и приятней.
Юлия Вихлянцева, помощник руководителя (секретарь) ООО «Компания «Информационный мост» (учитель начальных классов)
Быть учителем – это не мое. Слишком однообразно.
Но больше всего я не хочу идти работать по специальности из-за пренебрежительного отношения руководства школы и родителей учеников.
Получаешь копейки – можно сказать, по сути, ничего не получаешь...
Антон КОВАЛЬСКИЙ
Опубликовано: 2009-10-01
|