Учителя с большой буквы – это учителя высшей школы
Для меня родной университет — педагогический. Педагогический вуз по своей сути призван ковать блестящие кадры для системы отечественного образования. А потому по праву с размахом отмечает традиционный праздник – День учителя. Но! Только ли обладатели диплома о педагогическом образовании могут по праву считать этот праздник своим? Давайте в преддверии праздника и разберемся, кто такой «учитель» для современного студента!
Привязка по профессиональному признаку весьма условна: многие преподаватели в начале своего пути не мыслили собственную карьеру в контексте педагогики. Но, несмотря на отсутствие педагогического образования и знания великой дидактики Каменского, им удается пользоваться уважением, любовью и популярностью среди студентов. О них справедливо можно написать «Учитель с большой буквы» и взять за образец как великолепного профессионала и замечательного человека. Я постараюсь не быть голословной в своих безадресных дифирамбах и расскажу о своем первом кураторе – доценте кафедры графики и дизайна Владимире Евгеньевиче Потокине.
Точкой отсчета нашего знакомства стал 2004 год, когда я, будучи первокурсницей только что открывшегося Института художественного образования, вместе со всеми беспорядочно металась от главного корпуса до Баррикадной, перевозя мольберты, натюрмортный фонд и гипсовых Венер. В этой суматохе большого переезда мы умудрялись рисовать, причем достаточно много, но свободных аудиторий часто не хватало, а столов и мольбертов – и подавно. Наверное, поэтому занятия по проектированию передислоцировались в мастерскую нашего ведущего преподавателя и куратора. Первое, что вспоминается из обстановки этой просторной светлой комнаты – клетка с попугаем, подозрительно к месту делавшего краткие комментарии. А дальше – огромный стол с толстой стеклянной столешницей и бесконечные работы хозяина, многослойно закрывавшие стены. Это были не формальные «пары» – скорее наши занятия напоминали погружение. Погружение в творчество, в идею, в мечты о будущем. «Смотри, какой сюр, – как-то показал Владимир Евгеньевич на непроницаемый холодный туман, отрезавший высокие тополя от привычного вида на Волгу. – Как будто дальше и нет ничего». Действительно, мастерская становилась для нас тем местом, где существовало только одно измерение – работа и творчество. И мы, бывало, часами не могли покинуть свой проект, возвращались к нему и в субботу, и в воскресенье – ведь двери были всегда открыты.
Сейчас, по прошествии пяти лет, я задаю вопрос, который интересовал меня и на первом курсе: «Владимир Евгеньевич, а зачем вы, действующий дизайнер, преподаете?» – «Ну… Надо же это кому-нибудь делать. Волгограду нужны новые кадры». Мой преподаватель не в разговорчивом настроении, и я продолжаю докапываться до истины, задавая новые и новые вопросы.
Когда-то мой будущий учитель совсем не думал о преподавании, зная, что в деле дизайнера и художника нужен прежде всего опыт. Только долгие годы обучения в Пензенском училище и училище имени Строганова, работа дизайнером и декоратором позволили ощутить Владимиру Евгеньевичу готовность к передаче своих знаний ученикам. За его плечами – бесконечные часы работы в мастерской. Даже сейчас Владимир Евгеньевич спит всего 3 часа в сутки, отдавая все свободное время профессии, преподаванию. В этом году он выпустит своих первых студентов, увековечив тем самым память о себе не только в интерьерах и фирменных стилях, но и в памяти любящих учеников.
Так что для меня учитель – это состояние души. А что по этому поводу думают студенты?
Дмитрий Ходяков, студент факультета иностранных языков педагогического университета: «Профессия учителя не просто социально значима, она необходима обществу как глоток свежих новостей или радостных событий! Учителя привносят смысл в каждый день жизни огромного класса людей под названием «студенты». Ценой больших усилий они добиваются больших результатов. А иначе почему выпускники вузов так часто хотят снова встретиться в ваших кабинетах? Учитель – звучит гордо!»
Евгения Кашина, студентка специальности «Музыкальное искусство эстрады» института искусств и культуры:
«Безусловно, в моей жизни преподаватели – они же учителя – значат много. Существенную часть своего времени я посвящаю учебе, и поэтому для меня очень важно, какие люди работают со мной. И, знаете, мне повезло. Есть в моей жизни учитель, за которым хочется идти! Сиксимова Марина Васильевна – один из любимых педагогов студентов «Серебряковки», с которым с первого дня знакомства сразу установились теплые, дружеские отношения.
Ее маленький уютный кабинет в институте насквозь пропитан музыкой, творчеством, в нем всегда царит необычная атмосфера, в которой время как бы растворяется, замирает. Кроме учебного материала, Марина Васильевна успевает просто пообщаться со студентами, узнать об их успехах или планах, в чем-то помочь, что-то подсказать. Порой одной пары бывает недостаточно, чтобы успеть высказать все, что хочется, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.
Марина Васильевна также хороший психолог – она тонко чувствует каждого студента, его возможности, работоспособность, и к каждому находит свой подход. Те ребята, которым теоретические дисциплины даются немного трудней, чем остальным, с удовольствием бегают к ней на дополнительные занятия вместо того, чтобы посидеть с друзьями в буфете или кулинарии.
Хочется поздравить Марину Васильевну с наступающим профессиональным праздником и пожелать, чтобы еще долго и долго из окна ее кабинета звучала музыка и заинтересованно горели глаза студентов!»
Екатерина СИТНИКОВА, Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2009-10-01
|