Летающие домохозяйки
Уборка – самое бесперспективное занятие в мире. Достигнутый неимоверными усилиями порядок столь недолговечен, что кажется обидным тратить на него силы и время. На помощь жертвам домашнего хаоса пришла американская домохозяйка, создавшая революционную систему уборки FlyLady (в переводе – летающие хозяйки). К домашнему труду американка применила классические методы по управлению корпорациями: каждый день – маленькие шажки для достижения желаемого результата. Так без особых затрат времени и сил удается в течение нескольких недель навести в доме порядок и чистоту.
15 минут – и не больше
Первый принцип «летающих хозяек» – работать каждый день по чуть-чуть, а не до изнеможения. Вся квартира делится на зоны (ванна, кухня, гостиная, спальни). Выделяются «горячие точки», где вещи имеют обыкновение накапливаться сами по себе. Например, стулья – на них непостижимым образом скапливается одежда, книги… Каждый день вы всего 15 минут убираете очередную зону. Главное внимание уделяете разборке завала в «горячей точке» и легкой уборке, если же все выглядит чистым, все равно протираете поверхности – это второй принцип, «мыть по чистому».
Система FlyLady использует качество человеческой психики проявлять активное внимание не дольше 15 минут, после чего активность падает. Однако для многих существует опасность увязнуть в уборке дольше четверти часа. Чтобы избежать этого, рекомендуется заводить будильник.
Контрольный журнал
FlyLady рекомендуют идеальный прием, помогающий систематизировать домашний труд. Вы заводите специальную тетрадку, в которой отмечаете планы на грядущую неделю. Вписывая в журнал то или иное задание, вы облегчаете с психологической точки зрения его выполнение.
По системе FlyLady каждый день недели посвящен одному главному заданию – закупке продуктов, готовке на ближайшие 2–3 дня, стирке, глажке и так далее. Если вы запланированно гладите по вторникам, у вас просто никогда не вырастет гора мятого белья. Если такая гора уже скопилась, впишите в контрольный журнал 15 минут глажки через день, и к концу недели от ваших завалов не останется и следа.
В контрольный журнал записывается меню на неделю (кому-то подобная планировка покажется странной, однако это здорово облегчает жизнь и… экономит деньги на продукты). Если вы должны оплатить счета или сделать нужные звонки, впишите эти задания на соответствующий день. В журнале хорошо указывать дни рождения и другие важные даты.
Долой ненужные вещи
«Хлам невозможно организовать, его можно только выбросить!» – гласит одно из правил FlyLady. Ваш дом не склад, а лишние предметы обладают замечательным свойством отнимать время, место и хорошее настроение. Журналы, каталоги, газеты, старый солнцезащитный крем, просроченные лекарства, непишущие ручки, старые зубные щетки, высохшие маркеры, носки без пары, засохшие растения, пластиковые бутылки, пустые коробки, малосъедобные продукты из морозилки, ненужные вазы, старые календари, неиспользуемые поваренные книги, сломанные коробки из-под CD… Список можно продолжать до бесконечности, и все это добро годами скапливается в вашем жилище, лишая его уюта, а вас – покоя.
Рутина – нескучное слово
Существуют рутинные дела, которые мы выполняем независимо от настроения или наличия времени. Например, утром вы всегда умываетесь, чистите зубы, готовите завтрак. Это и есть ваша рутина. Добавьте к рутинной работе каждый день одно маленькое задание, например, во время утреннего умывания вымыть раковину в ванной или сменить полотенца.
В вечернюю рутину обязательно включается уборка разбросанных вещей, уточнение планов на завтра и… задание «побаловать себя» – принять витамины, сделать маску, полежать в ванне и так далее.
К рутине FlyLady рекомендует привыкнуть и выполнять автоматически, не задумываясь, подобно чистке зубов и принятию душа. Тогда уборка из нудного занятия станет необременительной привычкой, на что и направлена вся система.
По материалам сайта
www.salat.zahav.ru
10 шагов к порядку
1. Возьмите мешок для мусора, пройдитесь по комнатам и выбросите как минимум 27 ненужных вещей. Это могут быть расколотые чашки, рекламные брошюры и куча другого хлама, которым не пользуетесь больше года.
2. Выбросите все, что не доставляет удовольствия: статуэтки, рамочки, картинки, салфетки, ненужные фотографии. Оставьте только по-настоящему красивые и приятные вещи. Плохая книжка тоже мусор, выбрасывайте ее без сожалений. Если что-то не использовалось год, оно вообще не нужно.
3. Выбросите все, у чего закончился срок годности: лекарства, косметические средства, продукты.
4. Составьте план ежедневных пятнадцатиминутных работ по разбору горячих точек. Это те самые захламленные места, куда все домашние кидают вещи, которые лень положить на место.
5. Выберите место, которое для вас служит олицетворением порядка (журнальный стол в гостиной, кухонную раковину, ванную, туалет или тумбочку в спальне). Всегда поддерживайте его в сверкающем состоянии, даже если весь дом далек от идеала. Это придаст сил и уверенности в себе.
6. Забудьте о словах «генеральная уборка». Если грязь появилась, уберите ее сразу.
7. Не покупайте новое, не использовав запасы. Не поддавайтесь соблазну скупить со скидкой сразу четыре бутылки шампуня.
8. Не старайтесь убрать все сразу. Уделяйте уборке всего 15 минут сверх рутинных дел, зато каждый день.
9. Заведите большую картонную коробку, оклейте ее нарядной бумагой и складывайте все то, что получено в подарок или куплено, но не подошло. Это прекрасный источник будущих подарков друзьям и знакомым, причем даже без повода, просто в целях очищения собственного пространства.
10. Если вы не работаете, обувайте с самого утра удобную закрытую обувь. В ней не так-то просто прилечь на диван на пять минут, которые в результате растянутся на весь день. Ничто не парализует волю больше, чем халат и тапочки.
Опубликовано: 2009-09-17
|