Школа растит «дев» обоего пола?
В последнее время педагоги начали бить тревогу. Девочки все сильнее вытесняют
мальчиков из сферы учебы. И многие это связывают с совместным (мальчики энд
девочки) обучением.
Причины, по которым пацаны все чаще остаются на второй год либо переходят
на индивидуальный график обучения, – «неспособность к концентрации внимания»
или «сверхвозбудимость». В числе других причин сбивает с панталыку пацанов присутствие
за одной партой... девочки, перед которой хочется «выпендриться», показав свою
пацанячью состоятельность.
Нам «мачо» не надо, мальчишек давай!
Проблема, как считают эксперты от педагогики и психологии, проста и грустна:
современная школа имеет «женское лицо»: надо сидеть по рядам, молча выслушивать
объяснения учителя и делать аккуратные записи. Большинству девчонок это дается
без труда, а вот мальчишки… Они гораздо лучше воспринимают материал, если у
них есть возможность двигаться, что-то делать руками и в шутливой форме общаться
с учителем. Словом, мальчишки просто по-другому воспринимают этот мир.
Второй важный момент, который отмечают и наши, и американские исследователи:
в школах для мальчиков уже само окружение избавляет ребят от навязчивых «мужских»
стереотипов поведения. Ему не надо изображать из себя «мачо». А значит, высвободившаяся
энергия позволяет мальчишкам уделять больше времени учебе, отношениям с учителями
и саморазвитию.
По мнению американского педагога Брайана Бакли, обучение в школах для мальчиков
дает мальчишкам уникальную возможность безо всякого смущения заниматься тем,
что в обычных школах считается «позорным занятием для настоящих пацанов». Например,
вышивать по канве, лепить или рисовать тушью.
Третий важный момент, которым обладает «мужская школа», – она дает мальчишкам
возможность расти физически и морально, не форсируя темпов. Ни для кого не секрет,
что пацаны взрослеют позже девчонок.
В смешанном классе это становится сильно заметно годам к 12-14. И, естественно,
у мальчишек рождаются комплексы, когда они видят, что они неинтересны своим
ровесницам. Более того, общественное мнение в этот период начинает «подталкивать»
тинейджера, чтобы он быстрее становился взрослым. Он, чтобы соответствовать
требованиям, начинает копировать «нужное» поведение и… Годам к двадцати приходит
к спасительному выводу, что можно обойтись лишь декларированием благородных
жизненных принципов, что касается реальных трудностей, то, возможно, они никогда
и не наступят…
И вот, когда они все-таки наступают, когда вместо слов требуется дело, то вроде
бы мужчины оказываются не в состоянии их преодолеть. Они привыкли слыть мужчинами,
но не быть ими на самом деле.
Единственное и весомое «нет» в адрес чисто мужских школ за-ключается в следующем:
некоторые психологи, опираясь на факты и цифры, упорно доказывают, что мальчикам,
воспитанным в чисто мужских коллективах, будет потом трудно вписаться в смешанное
общество. Да, раздельное обучение не является панацеей, но все-таки в школах
для мальчиков обучение мужское, а в смешанных велика опасность, что женское.
Разделяй и… воспитывай
Любопытно, а как обстоят дела с раздельным обучением в родном Волгограде? Для
начала констатируем, что у нас лишь одно чисто мужское заведение – это Волгоградский
педагогический лицей. Кроме того, на базе школы №7 Центрального района в качестве
эксперимента работают три «женских» класса от школы для девочек «Славянка».
Девчонки в «свободном от мальчиков» классе проходят курс нормальной среднеобразовательной
школы, плюс те предметы, которые в «Славянке» и в учебном плане средней школы
перекликаются, им читают преподаватели «Славянки».
Интересно, отличаются ли чем-то «славянские» девчонки от остальных сверстниц?
С этим вопросом я обратилась к директору школы № 7, кстати, успешно закончившему
Московскую астрологическую академию, Сергею Николаевичу Цыганкову.
– Могу сказать, что да. Не только я, но и многие незнакомые с нашим экспериментом
люди отмечают, что девчонки из «Славянки» более раскрепощенные, умеют держаться
на публике, ходить так, что залюбуешься. Они больше и ярче пробуют себя в различных
искусствах и добиваются при этом ощутимых результатов. Такое ощущение, что они
раньше понимают и осознают цель в жизни, предназначение, и начинают целенаправленно
к ней двигаться.
– Напрашивается вопрос: не планируете ли открыть в противовес женским классам
сугубо мужские?
– Наверное, я должен ответить, что да, конечно, планируем, но я не могу так
сказать. Потому что родившаяся под знаком Девы российская, да и любая другая,
школа всегда будет иметь «женское лицо». И чтобы обучение мальчиков сделать
действительно мужским, мало этой коробки из четырех стен и клочка земли рядом.
Мальчишек надо учить быть таковыми через спорт, препятствия, путешествия, словом,
через движение вперед. Для этого им как воздух необходимы простор и какая-никакая
воля. Да, их безусловно надо учить математике, физике, информатике, литературе,
но еще: фехтованию, конному спорту, умению ориентироваться на местности, плаванию,
навигационным премудростям. Такой школе, увы, будет тесно в городе. Скорее всего,
ее надо будет организовывать где-то за городом или в области…
– Видимо, по этому принципу пошли кадетские корпуса, суворовские и нахимовские
училища?
– То немного другое. Это специализированные учреждения, которые выполняют свою
стратегическую задачу – воспитать защитников Отечества. Воспитание настоящих
мужчин – эту задачу они выполняют попутно, но она для них не главная. Я же говорю
о том, что сегодня из наших среднеобразовательных смешанных школ выходят полумальчики-полудевочки.
И если раньше этот момент как-то нивелировался обществом, условиями жизни, то
сегодня он стоит невероятно остро. Частенько наши мальчики не умеют брать на
себя ответственность, работать над собой, боятся поражений, считая, что после
– жизнь кончена.
Уже сейчас мы пожинаем плоды стратегической ошибки образования женского типа,
а что будет через десять лет? Общество унисекс. Потому что, выражаясь фигурально,
коль скоро мальчики примеряют женскую «одежку», то девочкам ничего не остается,
как напялить мужскую.
И дворник дядя Степа может быть кумиром!
– И что? Срочно строим мужские школы и определяем туда мальчишек?
– Боюсь, это мало что даст, даже если вдруг педагоги в Министерстве образования
осознают, какую бомбу замедленного действия они подложили своим внучкам и внукам.
Поговорите с теми, кого вы считаете «настоящим мужчиной». И желательно не с
одним, а с несколькими. Я уверен, каждый из них вспомнит какого-то парня, мужчину
или старика, на которого ему однажды захотелось быть похожим. Это совсем не
обязательно будет увенчанный орденами фронтовик или отец – передовик производства.
Вполне возможно, что такое положительное влияние на пацана оказал дворник дядя
Степа, который заливал зимой для мальчишек каток и забирал их, замерзших, в
свою «бендежку», где поил чаем с вареньем и разговаривал с ними «за жизнь».
И постепенно, на фоне этих нехитрых рассказов, мальчишки делали для себя какие-то
выводы и учились поступать по-мужски в хорошем смысле этого слова.
А сейчас? Часто ли в школе найдется такой учитель? Не специалист-предметник,
а учитель жизни, что ли… Чтобы у него был багаж не только в голове, но и в сердце.
Редко, порой очень редко. У нас преподавателей-то мужчин днем с огнем не найдешь,
а чтобы горели и куда-то вели! Вот и опять мы уперлись, пардон, в «женское лицо»
педагогики…
r
– А что касается мужского педагогического лицея? Он же все-таки мужской!
– Но при этом он – педагогический! А любой педагог все-таки чуточку Дева, как
и все образование, празднующее свой день рождения 1 сентября. Кстати, я тоже
родился под этим знаком…
Софья Тюльпина
Опубликовано: 2004-08-19
|