Исправляет ли тюрьма человека?
Преамбула...
Россию ждут изменения в тюремной системе. Новый глава Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер рассказал журналистам, что грядет реформа пенитенциарной системы. «Будет несколько тюремных режимов в зависимости от того, насколько опасен человек. Привычных колоний не останется. Для тех, кто оступился и совершил незначительные преступления, будут гуманные подходы – их будут содержать в колониях-поселениях. А вот закоренелых уголовников ждут не колонии, а тюрьмы, отбывать сроки придется в камерах, как во многих странах мира».
Однако воспитательные колонии, а также лечебно-исправительные учреждения останутся. Планируется также развивать программы для подростков – готовить их к законопослушной жизни на воле.
Вопрос ребром
Пенитенциарная система должна быть – это факт! На протяжении всей истории человечества наказания смягчались. Сначала головы и руки отрубали, потом стали в тюрьмы сажать. Хочется, чтобы в России не осталось тюрем и лагерей, чтобы все бастилии рухнули, и поверьте, это когда-нибудь произойдет. Но для этого нужно проделать огромную работу: чтобы люди стали сознательнее, перестали воровать и убивать. Оступиться может каждый – безгрешных нет. Но исправляет ли тюрьма человека? Далеко не всегда. По статистике, на путь истинный становится только каждый пятый отсидевший. Остальных затягивает болото преступности...
Перво-наперво мы решили опросить народ. Подавляющее большинство считает, что тюрьма только портит человека, исправляются единицы – да и то как исключение из правил. Более 30% опрошенных отметили, что многое зависит от статьи, по которой человек попал на зону, от срока нахождения в местах лишения свободы. Мысль о том, что современная пенитенциарная система исправляет человека в лучшую сторону, не высказал НИКТО.
Мнение большинства поддерживает психолог Андрей Резванов:
– Так с человеком обращаться нельзя – кому приятно, если его сажают в клетку с дикими зверьми? Давайте не будем морализаторствовать, а определимся. Тюрьма дает человеку только негативный опыт. Половое воздержание, нахождение в сером замкнутом пространстве, озлобленные люди вокруг – все это делает человека злым. Особенно несладко приходится молодым людям, ведь у них психика очень хрупкая. Тюрьма ее ломает. Из мест лишения свободы человек выходит с комплексом победителя – как буйный дембель из армии. Он будет считать, что раз прошел тяжкое испытание, которое под силу не каждому, то имеет право делать все, что хочет, и ставит себя выше других. И начнет срывать злость. Обязательно нужны адаптационные программы, подготавливающие человека к выходу на волю.
Четыре процента опрошенных отметили, что реанимировать человека способно обращение к религии. И в этом есть доля истины. Недаром многие уголовники с уважением относятся к священникам и в глубине души раскаиваются за содеянное. Достаточно послушать песни любого русского шансонье, и все станет понятно.
– Нельзя ответить на этот вопрос однозначно: исправляет решетка человека или нет. Все зависит от души человека – осталась ли в ней Искра Божия? Если да, то человек исправится. Репрессированным за религиозные убеждения людям, например, удалось сохранить веру. И, выйдя на волю, они зажили нормальной жизнью. Немало порядочных людей было и среди политзаключенных. Но много уголовников (не узников совести, а осужденных по уголовным статьям) в исправлении не видят внутренней необходимости, – так считает Сергей Иванов, пресс-секретарь Волгоградской епархии.
Отец Андрей Горячев тоже полагает, что нельзя дать какой-то абсолютный ответ на этот вопрос:
– Говорить за всю систему трудно. Люди на зону попадают разные. Само наказание можно отбывать и вне тюрьмы. Если у человека есть совесть, он будет мучиться и на воле. Если у него совести нет, то он будет себя сносно чувствовать и за решеткой.
ГУФСИН в последнее время активно сотрудничает с РПЦ, в колониях открываются приходы. Если человек твердо решил исправиться, задача священнослужителя помочь ему в этом. А вера исправляет и преображает человека – в этом нет никаких сомнений. Конечно, некоторые заключенные прибиваются к приходам лишь для того, чтобы заработать себе УДО (условно-досрочное освобождение). Но есть и такие, которые верят по-настоящему. Если человек твердо решил стать на стезю добродетели, ему ничто не сможет в этом помешать: ни примат «воровских понятий», ни проблема с трудоустройством. Были случаи, когда после освобождения люди просились поработать в церковь, чтобы заработать деньги на одежду и билет, и мы никогда не отказываем.
Бытовой аспект
Есть причины, по которым резко снижается процент исправления.
Во-первых, после первой ходки человек попадает в поле зрения правоохранительных органов. Если в его подъезде что-то украли, он первым попадет под подозрение. Были случаи, когда на «ранее сиделого» человека «вешали» чужое преступление.
Во-вторых, недоверие со стороны работодателей. «Откинулся» человечек, решил зажить нормально. А на хорошую работу ему устроиться трудно. Если, конечно, у него нет покровителей. А пахать за копейки не нравится даже «римским рабам». Отсутствие перспектив только подхлестывает человека «взяться за старое».
В-третьих, многое зависит от статуса зоны и от статуса человека на зоне. Для тех, кто не в теме: все зоны неофициально делятся на два типа (по цветам карточных мастей): черные и красные. На первых власть находится в руках у «блатных», и стражи порядка ничего с этим не могут поделать. А на вторых уголовный мир находится под колпаком у тюремной администрации, и парадом командуют «менты». Как показывает статистика, «красных зон» в России – подавляющее большинство. «Теневое правительство» «толкует понятия», т. е. определяет стереотип поведения человека в уголовном микросоциуме. Естественно, на черных зонах процветает «уголовная романтика». И если молодой человек попадет туда, то он рискует попасть под дурное влияние и соблазниться прелестями «волчьей жизни».
Уголовный мир может предложить и свои «перспективы карьерного роста»: от «быка» до «вора в законе». Правила блатного мира ставят на «человеке приобщенном» каинову печать, и он никогда на воле не исправится: у человека не должно быть семьи, он должен вести воровской образ жизни. А попытки зажить «по-людски» расцениваются как предательство и караются жестоко. Достаточно вспомнить шукшинскую «Калину красную», когда отсидевшему человеку не удалось избавиться от «хвоста порочных связей». На красных зонах чуть полегче: можно и не попасть под влияние воровской харизмы.
В-четвертых, господствующая в массовой культуре идеология «преступных способов достижения высокого качества жизни».Сериалы про богатую жизнь олигархов внушают человеку, что праведным трудом достичь благополучия невозможно. Много убийств и насилия показывается по телевизору – зритель понимает все буквально, и жестокость становится жизненной нормой.
Как в таких условиях исправляться? Можно. Но сложно...
Нехорошо сидим!
• Россия – третья в мире страна по количеству сидельцев. На первом месте – США, на втором – Китай.
• Более 840 тысяч граждан в России находятся сейчас в тюремных стенах, камеры переполнены. Еще теснее в следственных изоляторах. В России 3,9 кв. м площади на заключенного считается хорошим показателем (нередко – меньше 1 м). В европейской же пенитенциарной системе норма – 7 кв. м.
• Россия – едва ли не единственная страна, где есть колонии барачного типа. Осужденные живут здесь по 40, 50, 60, а то и 80 человек в одной комнате. Это, по словам правозащитников, программирует насилие.
• Только 25% всех осужденных сидят за тяжкие преступления. Четверти подследственных суд выносит оправдательный приговор или дает условный срок.
• ФСИН начала эксперимент по внедрению электронных браслетов, которые надеваются на ноги осужденных за нетяжкие преступления в качестве альтернативы тюремному заключению. Прибор позволит преступнику оставаться на свободе, однако будет отслеживать его перемещения. На эксперимент будет потрачено около $ 3 млн, выделенных представительством Еврокомиссии в России. Электронные браслеты – действительно выгодная альтернатива для Минюста: государство затрачивает на содержание каждого заключенного примерно $1 тыс. в год, один браслет стоит около $2 тыс., однако его можно использовать много раз.
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2009-09-17
|