А я ваш новый преподаватель…
Обучение в вузе – невероятно тяжкий труд: злые и жестокие преподаватели заставляют по утрам ходить на лекции, писать курсовые, сдавать экзамены! И в голове лишь одна мысль – быстрее закончить, и пусть все это останется в прошлом. А теперь представьте себе ситуацию. Вам 21–22 года, выглядите на неполные 18. Еще несколько месяцев назад носились по вузу с криками радости от сдачи сессии, ругались с работниками столовой за холодный обед, строили глазки первокурсникам, которые чертовски милы и симпатичны.
Теперь же первокурсники строят глазки вам, думая, как же им повезло с преподавателем; к вам обращаются по имени и отчеству (причем некоторые из них – ваши знакомые), отчего вам не очень комфортно; вам нельзя громко смеяться над шутками студентов, дабы не показать свое субъективное отношение; приходится готовиться к парам в 3 раза больше, чтобы подтверждать статус педагога, в котором вы немного сами сомневаетесь... И, наконец, вы совершенно обескуражены: приходит понимание тех, кого вы упрекали…
Екатерина Сорока,
ГУ-ВШЭ, стаж – 1 год:
«Я совершенно не боялась, мне это сразу виделось как любопытный опыт общения с молодым поколением и принятие на себя новой роли преподавателя. К тому же ощутить себя по ту сторону баррикад во время принятия экзамена очень интересно. Это, наверно, бессознательное чувство мести (смеется). Проблема многих молодых преподавателей – боязнь ответственности и того, что их не примут всерьез, ведь между 17 и 21 годами небольшая разница. Главное – держать разумную дистанцию, учить, давать знания, статус как-никак обязывает. Стараться быть не субъективным, хотя это сложно».
Анна Ефимова,
ВГИИК, стаж – 3 года:
«Если человек коммуникабельный, то проблем не должно быть. Конечно, преподаватели со стажем сначала с опаской будут к вам относиться, постоянно будут стремиться вам что-то советовать, сомневаясь в вашей компетенции. Но если вы разбираетесь в своем предмете, если в первые же дни покажете, что это ваше, уже к вам будут ходить за советом. В работе важно желание, а все остальное придет».
Дмитрий Викторович Семикин,
ВАГС, стаж – 16 лет:
«Имея 16-летний опыт работы педагогом, я не могу сказать, что знаю все принципы работы со студентами. Но несколько практических советов могу дать.
Обмануть аудиторию нельзя! Эту святую истину должен помнить каждый молодой преподаватель. Поэтому, если вы чего-то не знаете, лучше в этом сразу признаться, пообещав ответить в следующий раз. Кроме того, не бойтесь быть смешными. Общение должно проходить в комфортной обстановке, но не переходить в панибратство. Старайтесь говорить со студентами на их языке. Это не означает, что нужно употреблять сленг и т. п., просто постарайтесь выражать свои мысли понятным языком, и это сделает ваши занятия более привлекательными для посещения. И, наконец, в первое время вам придется потерпеть наставления и нравоучения со стороны опытных преподавателей. Но не нужно расценивать это как жест недоверия, все приходит с опытом. Это нужно понимать и принимать».
Быть преподавателем трудно, но в то же время и невероятно интересно. Относитесь с пониманием к тем, кто несет вам знания. Быть может, вы когда-нибудь сами окажетесь на их месте.
Ольга Смольянинова
Опубликовано: 2009-09-17
|