Сотворившие Нечто
Трое «граждан мира» удивили бывших земляков
Сюрреализм в обрамлении домашней утвари – старых рукавиц, лыжных ботинок, обломков мебели и другого хлама. Молодые посетители в восторге. Поколение постарше крутит пальцем у виска.
В Волгоградском музее изобразительных искусств открылся сезон. Открылся актуальным искусством – экспозицией «Тара Аватара» Станислава Азарова, П.П. Дзогаба и Алексея Шилова. Художники родом из Волгограда, но в последние семь лет представляли свои проекты на различных площадках Москвы и Санкт-Петербурга, включая Музей современного искусства. Выставка «Тара Аватара» – первый полномасштабный проект авторов в родном городе. «Это не ретроспектива творчества последних лет, не отчет об определенном периоде. Объекты и композиционные блоки, составившие экспозицию, – результат творческого и технического эксперимента, исследования основополагающих для искусства понятий «объект» – «образ» – «символ», – говорит куратор выставки Татьяна Гафар.
Художники моделируют в зале музея пространство диалога, приглашая к участию в нем зрителя. «Произведения contemporary art провоцируют, будоражат, стремясь вызвать у зрителя реакцию», – комментирует смысл творчества один из тройки, Алексей Шилов, – для произведения актуального искусства процесс со-творчества крайне важен…» Идеи авторов не абстрактный эйдос, она рефлексия творца на мир. Понятия в результате акта творчества обретают плоть и видимые образы, которые чаще всего очень далеко отстоят от привычных для зрителя узнаваемых стереотипов. Как, «из какого сора», по какому принципу художник сотворил Нечто, что позднее объявил искусством. Именно об этом данная выставка – о трансформации «объекта» в «образ» и далее – в «символ». Это попытка осознать в себе и попытаться донести до зрителей само ощущение, когда автор, ослепленный собственным впечатлением от выразительности грубой ткани реальности, облагораживает ее на свой лад, делая красивыми абсолютно банальные вещи – стол, стул, вывеску на стене.
«Попытка взглянуть на окружающий нас мир, примерив на себя синдром «незнания дикаря», но не утратить при этом способность узнавать в иероглифах реальности знаковые для современника приметы – творческий способ, с помощью которого рождались предложенные зрителю композиции», – комментирует Татьяна Гафар. Результат осмысления можно поделить натрое, и дело не только в количестве авторов, а скорее в трех разных аспектах привычного, бытового мира, которые художники тщательно препарируют, прежде чем предъявить как акт искусства.
Десяток плоскостных выставочных комплексов являются одновременно и экспозиционным полем для нескольких картин и сами по себе, как объекты, являются предметом экспонирования. Для постижения смысла художественных текстов художники приглашают зрителя смотреть, слушать и осязать плоды творческого эксперимента в пространстве музейного зала.
Выставка необычная. Но эстетики в ней мало. Ощущается какая-то недоделанность. Вероятно, после удачных показов за пределами малой родины художники расслабились и обленились.
Елена Грушевская
Опубликовано: 2009-09-10
|