Нас обошли спасательным кругом?
Сентябрь 2009 года. Волгоградская область пока не вошла в список регионов, где будет запущен пилотный проект по изучению в школах основ религии. Как сообщил в июле президент России Дмитрий Медведев, введение новой дисциплины будет происходить постепенно. Во всех школах страны она появится только в 2012–2013 годах. В течение ближайших трех лет предстоит обкатка предмета в школах восемнадцати регионов. Пока точно известны лишь некоторые из них: Тамбовская и Тверская области, Чувашия и Башкирия, Еврейская автономная область. Эксперимент затронет 12 тысяч школ, или каждую пятую в стране, в которых учатся в общей сложности 256 тысяч школьников.
Инициаторы подчеркивают, что ученики и их родители сами выберут, какой из трех курсов они будут изучать в рамках дисциплины. Это будет: либо изучение истории одной религии, либо «Истории основных мировых религий», либо курс «Основы светской этики». Учебники будут разрабатываться с привлечением представителей всех основных конфессий. Также принято решение, что предмет уместится в две школьные четверти.
Первые «пилотные» уроки по духовно-нравственному воспитанию по планам Минобрнауки пройдут в школах уже в марте 2010 года. Эта дисциплина будет преподаваться на протяжении последней четверти в четвертом классе и первой четверти – в пятом.
Особо президент подчеркнул, что принуждать к изучению религии никто не собирается: «Выбор должен быть абсолютно добровольным». Преподавать новые предметы будут только (!) светские педагоги. Дмитрий Медведев особо отметил, что изучение религии не противоречит Конституции РФ. И хотя в 14-й статье основного закона нашей страны прописано, что религиозные объединения отделены от государства, именно принцип добровольности не нарушает нормативных основ.
– Что касается введения в школах основ религиозного воспитания, то, на мой взгляд, это слишком запоздалое решение, – прокомментировал нововведение религиовед, кандидат философских наук, пресс-секретарь Волгоградской епархии Сергей Иванов. – Интеллигенция спорила об этом 15 лет, и что мы получили в итоге? Сотни тысяч детей и подростков стали наркоманами, алкоголиками, игроманами... Возмущений по поводу «насаждения» именно православной религии я не понимаю. Ведь выбор есть! Хотите глубоко изучать мусульманство – пожалуйста. Хотите получить представление обо всех религиях – тоже пожалуйста! Вы атеисты? И на это предусмотрен «светский» вариант учебника. Но упускать возможность того, что религия, вера и хороший педагог-культуролог могут удержать ребенка от каких-то страшных поступков, мягко говоря, глупо. Кто пренебрегает наличием спасательного круга на судне в плавании, даже если вокруг – солнечный и спокойный день? Да умный капитан – никогда!
Кстати, когда два года назад в Волгоград с циклом лекций приезжал философ-миссионер Андрей Кураев, он также высказал свое мнение о возможном преподавании в России «Основ православия».
– Идея состоит в том, чтобы найти возможность обратиться ко всем детям, живущим в России, независимо от их национальности, независимо от семейных религиозных традиций, и ввести в кругозор ребенка информацию в том числе и о мире православия, – напомнил Андрей Кураев. – Акцент нужен на слове «культура», а не на слове «православный». Культурология – это взгляд со стороны, даже на родное и знакомое, как на нечто постороннее. И если педагогу удастся выдержать такой стиль речи, такую интонацию, то в этом случае ничьи религиозные взгляды затронуты не будут.
– Обучать детей молитве нельзя, призывать детей к молитвенной и религиозной практике нельзя, – призывал отец Андрей. – Надо, чтобы он самостоятельно, бессонной, может быть, ночью понял, как ему развиваться и что именно это ему нужно. Как видите, от педагога требуется огромный аскетизм. Поэтому и учебники на «религиозную» тему должны быть написаны так, чтобы никто не смог испортить у ребенка послевкусия...
Ева Ненашева
Опубликовано: 2009-09-10
|