Единство непохожих
– Убивать их надо, пока они маленькие, – так считают некоторые педагоги, мирно сложившие руки на пузе от непослушания своих подопечных. Детей все время кто-то воспитывает: детский сад, школа, техникум, армия, тюрьма...
Чаще всего в этих системах работает устрашительный метод воспитания: в садике пугают тем, что лишат прогулки, в школе за плохие оценки или аналогичное поведение вызовут родителей… В итоге появляется привычка всячески избегать наказания, но никак не достигать грандиозных целей.
Маргарита Братухина, учащаяся социально-педагогического колледжа, мечтает создать иную систему воспитания и предотвращения правонарушений среди несовершеннолетних:
– Я учусь на социального педагога. На эту специальность идет набор только раз в два года. Возможно, пока многие не осознают, насколько важна людям психологическая поддержка. Моя мечта – работать в детской комнате милиции.
– Что привлекает тебя в этой отнюдь не спокойной работе?
– Возможность научить подростков принимать и понимать себя. Бывает, что их дух противоречий оборачивается трагедией. Часто все происходит из-за того, что человека вовремя не поддержали. Я сама столкнулась с подобным. Мой папа – военный, поэтому я сменила не одну школу. Училась в Сочи, в Петербурге... А окончила 92-ю школу возле Северного рынка. У нас не получилось контакта с одноклассниками. Возможно, из-за моего внезапного появления, но... Психолог даже не пытался помочь. Разве так должно быть?
– Рита, ты считаешь, что сплоченный класс – это работа учителей и психолога?
– Если честно, сейчас мне трудно поверить, что в классе может быть настоящая дружба. Я воспринимаю его только как коллектив, в котором получаешь знания. Если школу воспринимать не как повод пообщаться, а как место учебы, то конфликтов удастся избежать.
– Но тебе не кажется, что это не совсем нормальная модель взаимодействия?
– Чтобы школьники могли нормально общаться, нужен человек, который им в этом поможет. Именно социальный педагог. Конфликты идут из-за недопонимания, всегда найдется авторитет, который начнет давить. А задача социального педагога как раз заключается в том, чтобы убрать всякий прессинг, разобраться в причинах.
– А у тебя уже была практика? Может быть, приходилось применять полученные знания...
– Да, я была волонтером в
ВРООСДИ (общество содействия детям-инвалидам). Работа заключалась в том, что мы работали в семьях с ребятами: делали газеты, снимали интересное видео, из которого монтировали ролики, могли пойти гулять, чтобы пообщаться на темы, которые подростку сложно обсуждать со старшими. В основном наши подшефные – дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но они могут посоревноваться со сверстниками: в лагере «Интеллект», к примеру, занимают призовые места.
– Все родители соглашаются, чтобы с их детьми работали волонтеры?
– Нет, потому что считают, что это может оказаться травмой для ребенка. Он ведь чаще всего на домашнем обучении, не так много со сверстниками контактирует. Появляется новый человек – ребенок к нему тут же привязывается. И родители считают, что расставание с таким другом для их ребенка обернется трагедией. Но мы ведь и потом встречаемся. Не так часто, но не забываем.
– Рита, как ты думаешь, такое общение с волонтерами развивает ребенка?
– Бесспорно! Он учится проявлять себя, смотрит, как можно общаться за пределами семейного круга. Родители ведь опасаются, что их чадо обидят, не поймут... Но при таком подходе он вряд ли состоится в будущем. Ведь сейчас навык коммуникации практически во всех специальностях обязателен.
Рита Братухина уверена, что каждому из нас нужна поддержка психолога: никому не помешает разобраться с тем, что происходит внутри. Ведь если мы понимаем себя, то и с окружающими наладить контакт ничего не стоит!
Опубликовано: 2009-09-10
|