Столица всех дорог
Петров Вал – самый настоящий провинциальный городок. Первое впечатление еще при въезде – как будто бы застава царских времен. Ан нет, образован город в военные годы: 7 августа 1942-го. Тип городского поселения сразу же ставится под сомнение – вольно разгуливающие козы, такие лохматые (не знаю, какая порода), совсем не умиляют, а скорее пугают; около газетного киоска стоит бабулька, по лицу видно – не прессу пришла выбирать, а поболтать. Так и есть – делится с продавцом подробностями вчерашнего выяснения отношений с мужем.
Ориентироваться на местности несложно – фактически одна центральная улица. Когда прогуливаешься по ней, похожей на бульвар, в глаза бросаются надписи на лавочках, что-то типа бесплатного агентства знакомств: «Ищем молодого, красивого и незамужнего.» Далее следует номер ISQ и подпись «для общения и не только». Или «Черный плащ спешит на помощь», также номер аси... Так что если будете в Петровом Вале и к вам кто-нибудь начнет приставать, быстрей бегите к заветной лавочке и вызывайте мультяшного героя.
Заканчивается сия красота памятником. Нет, не Петра Первого (несмотря на название городка), а Ленина.
Нрав у горожан простой – все подскажут и объяснят, да так громко, что любой прохожий поймет, куда тебе надо. Из окон квартир доносятся звуки тяжелого рока, при этом какой-то подросток, видимо, представляя себя рок-звездой, издает нечленораздельные вопли. Многообразием музыкальных предпочтений жителей Петрова Вала я насладилась на вокзале, где столкнулись вкусы – девушка пыталась послушать песню «Малинки», в то время как парням позарез надо было «застраховать нагановского братуху»...
Что касается архитектуры, она такая же, как в большинстве провинциальных городков. Однако по количеству магазинов, парикмахерских и агентств недвижимости, можно сделать вывод, что Петров Вал процветает в плане предпринимательства. Причем все они располагаются на этом самом центральном проспекте (ну, где памятник Ленину).
На самом деле это здорово – идешь по совершенно незнакомому маленькому городку, смотришь на эти лица – открытые, светлые... Нет во взглядах местных людей ни пренебрежения, ни озлобленности. А еще немаловажный факт: сколько ходила по закоулкам и всяким «непроходимым» местам, нигде не увидела пьяного человека, и побирушек тоже нет. Своим трудом люди зарабатывают на жизнь, огурчики да помидорчики с собственных грядок продают проезжающим гостям.
Что говорить: типичная железнодорожная станция в памяти оставляет какой то странный осадок – теплота с привкусом горечи. Как-то задевает душу картина проходящих поездов. Дорога – разлучница, дорога – надежда, дорога – новая жизнь...
На этом месте была царицынская сторожевая линия – крупнейшее фортификационное сооружение в Европе первой четверти XVIII века. Линия была задумана Петром I еще в 1694 году, чтобы противостоять набегам «степных людей» и казаков-повстанцев. В 1717 году Нижнее Поволжье разграбили орды кочевников, из Царицына, Дмитриевска (нынешний Камышин), Саратова и других поселений в неволю было уведено свыше 12 тысяч русских людей. После этого набега было ускорено строительство сторожевой линии. Сюда согнали десятки тысяч людей, которые в течение двух лет насыпали громадный вал длиной в 60 верст и высотой до 12 метров, соорудили 4 земляные крепости: Мечетку, Грачевскую, Осокорскую и Донскую. В наиболее возвышенных местах вала поставили батареи, которые держали под обстрелом окрестности вала. Около батарей проходил глубокий ров. По верху земляного вала был сооружен частокол из заостренных кольев.
В 1731 году для несения кapayльной службы на Царицынской сторожевой линии из донских казаков образовали волжское казачье войско с центром в посаде Дубовка. По указанию Петра I от 12 декабря 1720 года здесь намечалось содержать 1600 человек регулярных войск при 12 медных и 61 чугунной пушке.
Следы этого сооружения местами сохранились до наших дней.
Анастасия МОРЫЛЕВА
Опубликовано: 2009-08-27
|