Долой ремейки!
29 августа – День российского кино. В связи с надвигающимся праздником, и из вредности своей в частности, спешу задаться риторическим арояновским вопросом про ремейки. А именно про «рязанские» переделки западных фильмов. Зачем они нам нужны вообще?
Когда садишься к телевизору и начинаешь знакомиться с «премьерами», часто возникает ощущение «дежа вю». Смотришь фильм «Любовь-морковь» с Куценко и Орбакайте и быстро врубаешься, что сюжет слизан с молодежной комедии «Они поменялись телами». Сериалы «Горячие новости» и «Слова и музыка» – тоже переделки зарубежных мыльных опер. «Все могут короли» – пародия на знаменитые американские «Римские каникулы». Про нашумевший михалковский фильм «12» тоже давно всем известно – переделка знаменитой голливудской киноленты Сиднея Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». Сериалы «Универ» и «Ранетки» ну очень напоминают знаменитый в 90-х молодежный мегафильмец «Элен и ребята». История с рок-группой, похожие комнаты в студобщаге и даже закадровые смешки очень схожие – я уж не говорю о качестве юмора. Агент национальной безопасности Пореченков собирается снимать «Коммандо» – ремейк на популярную в начале лихих 90-х голливудскую кинокартину-боевик, иллюстрированную библию для постсоветских уличных отморозков. Примеров можно привести еще много.
Если обосновывать тягу к ремейкам с точки зрения «культурного обмена», то надо задаваться вопросом: а много ли от нас почерпнули западные коллеги? По официальным данным, только два российских фильма удостоились почетного права быть выкупленными западными компаниями для производства ремейков – в 2006 году «Мертвые дочери» и недавно триллер «Юленька». Так что «обмен» почти односторонний.
Почему так происходит? Одной из причин является наша вечная гонка за Западом – архетип «догнать и перегнать». Так подковать аглицкую блоху, чтобы весь мир содрогнулся и ахнул. Вот только на фига иметь дело с блохами? Надо воспитывать своих каннских львов.
Вторая возможная причина сама собой напрашивается. Дефицит творческих кадров и собственных идей? «Не верю!», как говорил Станиславский. Сотни молодых режиссеров обивают пороги различных учреждений и не могут реализовать свои идеи. Неужели в такой большой стране перевелись демиурги качественного масскульта? Замечу, что ситуация аналогична и в других его (масскульта) отраслях: всенародно любимые передачи «Поле чудес» и «Кто хочет стать миллионером», перепевки от «Руки вверх!» («Наташа»), Киркорова (Diva, «Ой, мама, шика дам!») и прочих «ловцов капризной моды». В отечественной поп-культуре ремейки на западные хиты стали обычным делом, и если раньше ВИА типа «Самоцветов» перекраивали забугорные шлягеры под целомудренное советское ухо из-за «запрета на все заграничное», то сейчас это делается чисто из-за бабла («железная стена» давно рухнула, и у нашего потребителя появился доступ к иностранной поп-культуре). Примерно по той же причине делаются и некоторые ремейки в кинематографе. Независимый эксперт и кинокритик Денис Шинкаренко считает, что «российские ремейки западных фильмов имеют смысл только в том случае, если они помогают адаптировать ту или иную идею, заложенную в первоначальном варианте фильма, для российского зрителя ярким примером служит «12» Михалкова, спроецированный на реалии российской жизни. Например, есть ряд западных фильмов, которые, на мой взгляд, были бы лучше поняты у нас, нежели на Западе. И можно их еще более адаптировать под российского зрителя, снять ремейк, акцентировав внимание на том или ином его аспекте. А тупое подражание или же желание переплюнуть первоисточник, по-моему, глупо».
А известный волгоградский эксперт в области кинематографа Федор Ермолов вообще сомневается, что какие-то ремейки нужны. И его точку зрения я разделяю. Исключение – очень старые кинокартины, которые постепенно народ забывает. Но и в этом случае сделаю оговорку: каждый народ должен заботиться о своем национальном культурном достоянии. Т. е. если российские режиссеры будут «обновлять» какого-нибудь «Броненосца Потемкина», то ради бога; дело нужное. Сохранять и приумножать лучшее надо – и в первую очередь свое, родное. А с «Андалузским псом» западные товарищи сами разберутся, и сделают это круче нас, поверьте.
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2009-08-27
|