Дмитрий Соколов-Митрич: О гражданской журналистике, городах и чайниках
Взять интервью у журналиста почти невозможно: и интервьюер, и интервьюируемый склонны задавать вопросы. Поэтому наша встреча с великим русским репортажником Дмитрием Соколовым-Митричем прошла под знаком не интервью, но разговора, и может быть описана только в одноименном жанре. Сразу оговоримся, мне крупно повезло, ведь он считает, что женщины в журналистике – зло.
Дмитрий был в Волгограде, разумеется, по работе, чтобы подготовить репортаж-расследование из города Знаменска – о том, как под ядерным щитом Родины произошло «русско-чеченское побоище»:
– Пока могу сказать только одно: все не так, как написано на сайте ДПНИ. Ну, прям совсем не так. До безобразия. Сам не ожидал.
Именно здесь появилось двадцать девятое соображение его фирменного мастер-класса, который он дает на страницах своего ЖЖ: «Есть три стадии работы репортера на местности. Первая – когда пока ничего не ясно. Вторая – когда все уже ясно. Третья – когда уже ничего не ясно. Именно с наступлением этого третьего состояния и надо уезжать. Не раньше».
– Не приглашают преподавать полноценный курс?
– Периодически просто зовут в разные места на мастер-классы. Сам не стремлюсь и не прошусь. Моя серия мастер-классов, которую я начал в ЖЖ, теперь публикуется на сайте «Русского репортера», а вскоре станет книгой. К тому же я не очень хорошо говорю (очевидно, Дмитрий очень самокритичен, так как слушать его очень интересно, и слова в предложения он складывает круто). Да и сложно превратить журналистику в науку. Я помню лекции Прохорова, когда к концу пары вся доска изрисована огромным количеством каких-то непонятных схем. Ты его знаешь?
– Нет, но его учебник по журналистике был у нас на факультете одним из основных. Непростой, конечно, учебник. Кстати, что ты читаешь просто так, для себя?
– Никакого системного чтения или особых предпочтений. Перед тем как поехать, купил книгу, прочитал и сейчас «на дорожку» что-нибудь возьму, а в основном – новостные сайты, деловая пресса.
– Для многих Интернет стал единственным источником информации…
– И инструментом: для большинства журналистов сейчас, особенно молодых, окопаться в Интернете – это нормально, а даже совершить звонок – уже что-то из ряда вон, не говоря о поездке на место.
– Ты уже столько наездил, что, наверное, пора говорить: «Видел всю Россию»?
– Нет, много где был, но объехал далеко не всю. Есть регионы, в которые регулярно возвращаешься. В Волгограде, например, я уже десятый раз. В некоторых областях то ли не происходит ничего, то ли сидят тихо. Вообще чем крупнее город, чем больше там готовы к твоему визиту и расспросам, тем меньше ты узнаешь, и тем меньше из этого будет правдой. Когда приходишь не к чиновнику, но человеку и по-человечески с ним общаешься – тогда все становится на свои места. Правда, сейчас наши бюджеты на командировки сократились.
– У «Русрепа»? У одного из самых успешных изданий?
– Да. Ведь на серьезное расследование нужны очень крупные суммы. Сейчас ездим меньше и ближе. (Тут же я узнала, что в «Русском репортере» выходные дни – вторник и суббота: «У всех в понедельник – понедельник, а у нас – пятница». По-моему, очень удобно!)
– А всяких стажеров-прак-тикантов к вам присылают?
– Нет. В «Известия» – да, там это налаженная система. В «Русрепе» такого нет, а сами не идут, видимо, думают, что нереально. Однако мы сейчас принимаем по договору, а потом и в штат человека, который с нами сотрудничал внештатно. Более того, мы запускаем новый проект. Называется «Своими глазами». Если коротко, то это возможность публиковать на нашем сайте тексты, фото, которые кажутся вам важными и свидетелями которых вы стали. Лучшие материалы будут публиковать в бумаге. Лучшие авторы имеют шансы в перспективе стать нашими сотрудниками. Для одних «Своими глазами» может стать карьерным трамплином. Для других – инструментом преодоления информационной блокады. Для третьих – возможностью самовыражения. Для нас это попытка расширить кругозор журнала, уменьшить расстояние от репортера до читателя и утвердить традицию гражданской журналистики.
– С командировками понятно, а отпуск в это кризисное время будет? Куда поедешь?
– Я сейчас в отпуске (в «Известиях»). Мы с семьей переехали на лето за город, на дачу. Но в Москве лето, конечно, так себе. Может, съездим куда-нибудь, на русское побережье.
Тут мимо проходит официант, и мы заказываем чай.
– Вы знаете, у нас сейчас осталось всего два чайника, и оба заняты.
Мы смеемся.
– Не пиши это, пожалуйста, про Волгоград, не упоминай нигде, мы к следующему твоему приезду исправим!
– Не буду. Город мне все равно нравится. Хороший. Такой красивый, продвинутый миллионник. Воронеж, Астрахань, Саратов и многие другие нравятся меньше. Та же Самара: совсем не бедный город, так у них и центр не симпатичный, и трамваи по нему катаются страшненькие.
– Тогда приезжай к нам и в одиннадцатый раз. Меловые горы, пещеры и соленое озеро покажем.
– Приеду!
Досье «Молодого»
Дмитрий Соколов-Митрич – обозреватель газеты «Известия», один из самых ярких журналистов России. Его коронные жанры – спецрепортаж, очерк, расследование, территория исследования – вся Россия. Но за 13 лет постоянной езды по стране накопилось много неиспользованных наблюдений, впечатлений, соображений. Пока они окончательно не стерлись из памяти журналиста, он решил фиксировать их в серии колонок для деловой газеты «Взгляд». Дмитрию Соколову-Митричу 32 года. Он вырос в подмосковном пролетарском городе Электросталь (родился в Гатчине), закончил факультет журналистики Московского государственного университета, работал в «Общей газете», «Столичной вечерней газете», просто «Газете», сотрудничает с журналами «Гео», «Медведь», «Русский репортер». Лауреат премий «Гонг», «Правый взгляд», премии правительства Москвы, гран-при кинофестиваля «Радонеж». Автор трех документальных фильмов и пяти книг, наиболее известная из которых – «Нетаджикские девочки. Нечеченские мальчики».
Мастер-класс от Митрича
Соображение двадцать седьмое
По месту действия надо погулять. Просто погулять. Потратить на это час, два или даже день – в зависимости от величины территории.
Это можно назвать «творческим патрулированием». Оно никогда не бывает бесплодным.
Вы найдете много интересных деталей, лучше поймете мотивы действия главных героев, найдете героев побочных, а если сильно повезет – поимеете приключений на свою жопу, которые тоже не окажутся бесполезными. Правда, тут важно вовремя почувствовать разницу между приключениями и приключениями.
Очень часто в результате таких патрулей ты вдруг понимаешь, что нашел главное, чего не имел даже после самых удачных интервью и наблюдений в режиме «экшн».
Но даже если такого ощущения нет, вы, как минимум, почувствуете место действия. Спинным мозгом. Его запах, притяжение, логику. Даже если вы не сможете сформулировать свои впечатления, они неизбежно проникнут в ткань вашего репортажа. У любого репортажа есть лицо, а на лице есть морщины, и они ложатся именно там, где должны лечь. Чтобы на лице вашего репортажа появились точные морщины, нужно погулять. Просто погулять.
Соображение двадцать восьмое
Еще бывает совсем не лишним в небольших городках посетить местный краеведческий музей. Иногда там узнаешь какие-то интересные факты, которые сообщают происходящему новые смыслы. Например, в одном репортаже музейчик мне очень даже помог. И это далеко не единственный случай в моей практике.
Даже если ничего ценного там не обнаружите, все равно получите удовольствие. Почти в каждом таком музейчике живет тень дедушки Никулина из фильма «Чучело».
Соображение тридцать первое
Есть такая полезная штука – называется «беременная пауза».
Это когда ты говоришь с человеком, и он уже вроде сказал все, что хотел, а тебе нужно больше. И тогда ты включаешь «беременную паузу». То есть делаешь вид, что ты продолжаешь его слушать, тянешь инерцию восприятия, а чтобы беременная пауза не стала неловкой, киваешь, говоришь «угу» или еще что-нибудь в таком роде. Если человек специально не обучен искусству общения с прессой, то в такой ситуации у него не хватит духу сказать: «Я все сказал» и свернуть разговор. Обычно достаточно нескольких секунд такого воздействия молчанием, чтобы собеседник почувствовал себя неловко и начал говорить что-нибудь такое, чего не хотел говорить, – просто чтобы поддержать разговор.
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2009-08-27
|