О чем молчит диджей
или Диджейско-русский словарь
В каждой профессии есть свои специальные слова. Одни – узко-специальные термины, другие – профессионализмы, рожденные и закрепленные профессиональным сообществом.
До недавнего времени мне казалось, что сложнее всего понять, о чем говорят рекламщики – сплошь сокращения и какие-то немыслимые формулировки. Оказалось, у тружеников винила и иглы, дисков и наушников тоже есть много интересного в вокабуляре. Мало того, они сами все это объединили в словарь – чтобы мы, журналисты, не просили разъяснить в каждом интервью. Творческие люди не любят повторяться…
BPM (англ. beats per minute – удары в минуту). Количество битов (ударов метронома) в минуту. BPM не может быть ниже 30 и выше 240. Этой аббревиатурой характеризуется темп трека. BPM также определяет и жанры электронной музыки.
125–135 – House
135–150 – Techno
140–150 – Trance
150–170 – Drum’n’Bass
Свыше 160 – Harcoretechno
EP (англ. Extended play). Релиз, содержащий несколько композиций (как правило, без ремиксов). От альбома отличается меньшим числом треков.
RPM (англ. Revolutions per minute). Буквально «число оборотов в минуту». Означает скорость вращения, на которой записана пластинка. Значения RPM включают 33, 45 и очень редко – 78.
БЛИН. В виниловом проигрывателе – круглая вращающаяся платформа, на которую кладется пластинка.
БОЧКА. Большой барабан в секции ударных. Именно бочка отвечает за характерную «туцу» в танцевальной музыке. Анатомия звука «туц»: «ту» – это бочка, «ц» – тарелки.
ГРУВ. Ритмический рисунок трека, обычно подразумевается партия ударных + бас-линия.
ДЖЕМ. Способ игры, который используется обычно на битвах диджеев или в качестве шоу: два диджея сводят треки поочередно, пытаясь сыграть их за короткое время как можно больше и сделать это максимально красиво.
КРОССФЕЙДЕР. Горизонтальный ползунок на микшере, который позволяет плавно переводить звук между двумя выбранными каналами.
ПИТЧ. Регулятор на профессиональном проигрывателе, позволяющий изменять темп воспроизводимого трека. Вместе с изменением темпа естественным образом меняется и высота тона (pitch) – отсюда название.
СКРЕТЧИНГ (scratching, от англ. слова scratch – царапина). Совокупность диджейских турнтейбл-техник, направленных на создание характерных звуков посредством перемещения виниловой пластинки вперед-назад при одновременном манипулировании кроссфейдером и фейдерами микшерного пульта. Впервые скретчинг обнаружил Гранд Визард Теодор в 1976 году. Он случайно остановил пластинку рукой, двинул ее и услышал необычный звук.
ЛУП (англ. Loop – петля). Закольцованный фрагмент трека. Благодаря выставленным двум точкам в начале и в конце мелодия зацикливается. Характерно только для тех диджеев, которые играют с CD или с компьютера.
КВАДРАТ. Группа из четырех тактов, состоящая соответственно из 16 битов. Как правило, квадрат повторяется с небольшими изменениями и наложением сэмплов. Двойка – группа из 4 тактов, состоящая соответственно из 16 битов.
Алена Прокулатова
Опубликовано: 2009-08-20
|