Прогулки по земле
Все мы любим путешествовать. Кто во сне, кто наяву, а кто-то за книжкой. Есть такие писатели, работа которых заключается в том, чтобы путешествовать, а потом рассказывать миру о том, что они увидели, изучили, что смогли подметить, до чего смогли дознаться.
Если у вас вдруг получилось лето не щедрое на события в области туризма, то стоит прочесть проверенную литературу, которая могла бы вам заменить если не все, то многое. Но если вдруг вы все-таки открыли для себя новый кусочек земли на нашей планете, то необходимость рефлексии налицо – так эти книги читать вдвойне приятней, захватывает узнавать полюбившиеся места, открывать для себя историю, смотреть на них глазами человека, бывшего там до вас. Итак, если вы...
...открыли для себя новую страну на одном из пяти континентов
– для вас наиболее интересна будет книга Игоря Свинаренко «Репортажи с пяти континентов». Еще студентом начав свои путешествия с ГДР, когда выехать за границу было практически невозможно, от последующих открытий его было не остановить. Острый глаз лучшего репортера нашей страны подметил все самое интересное в самых посещаемых и в самых забытых странах голубой планеты. Он не смотрит – он видит. Он видит Венеру Милосскую такой, какая она есть: «Она вся облупленная, с оспинами, у нее короткие ноги. Не зря говорят, что наши русские женщины лучше...».
Посмотрев десятки стран, глаз его остается незамыленным, и каждую следующую страну он преподносит с неожиданной стороны. Так, желая нам полнее передать дух Швеции, репортер рассказывает о сокровенном – о тюрьме. И мы узнаем то, что не укладывается в наших головах – головах жителей большой воинственной когда-то страны, – директор тюрьмы и его зам вовсе не имеют ни военного, ни полицейского образования. Проще говоря, один социолог, а другой психолог. А в случае побега эти странные шведские тюремщики не имеют права использовать оружие, которого, к слову сказать, у них и нет, а должны как обычные граждане позвонить в полицию. Каково?
Маленькую страну Свинаренко подает через беседу с королем. А о Рио-де-Жанейро он выражается так: «Город страшной, неземной красоты. Именно такой город всякий бы построил, собрав воедино самые прекрасные, небывалые, фантастические условия. Если в раю есть города, то теперь уже легко представить, какие они».
А еще он заставляет нас понимающе смеяться над русскими в Австралии: «А вот еще чем русские потрясают воображение местных: они едят корм для попугаев, скупая его в зоомагазинах! Зачем это?! Эти подсолнечные семечки, которые на всем континенте никто, кроме попугаев, не ест? И зачем же лузгать их, когда можно купить чищенные? Нет ответа».
Читайте и наслаждайтесь. За время прочтения вы сумеете побывать и во Франции, и в Каталонии, и в Китае, и... Впрочем, в предисловии репортер дает свою авторскую (или туристическую?) позицию насчет того, в каком порядке познавать новые страны наиболее эффективно.
…в который раз наведались в первопрестольную
– то тут не обойтись без книги бытописателя Москвы Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».
Москва – центральная тема в творчестве Гиляровского. Много лет он изучал трущобы города и жизнь их обитателей. Идея написать книгу о прошлом Москвы возникла у него в начале 20-х годов, когда с лица города стали исчезать Хитровка, Грачевка, Аржановка. Первое издание «Москва и москвичи» вышло в 1926 году, но и сейчас по книге Гиляровского изучают историю Москвы.
Книга начинается словами: «Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я – москвич!». Любопытно читать о чреве Москвы – Охотном ряду. От того Охотного ряда осталось только название (он получил его еще в те времена, когда там разрешено было торговать дичью, приносимой охотниками) – теперь он «нагламуренный». А раньше: «посредине Охотного ряда – сорная яма, заваленная грудой животных и растительных гниющих отбросов, и несколько деревянных срубов, служащих вместо помойных ям. В них... стоят зловонные нечистоты, между которыми виднеются плавающие внутренности и кровь...». Каково?
Гиляровский почти сто лет назад писал: «...В «гранит одетая» Москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами. От них сбегают широкие каменные лестницы. Скоро они омоются новыми волнами: Волга с каждым днем приближается к Москве. Москва уже на пути к тому, чтобы сделаться первым городом мира...».
…по старинке отдохнули в деревеньке
– по вкусу вам придется одна из книг скандального и спорного писателя Дмитрия Горчева (от того и интересного), например, его последняя – «Дикая жизнь Гондваны». Состоит она из рассказиков, сам автор называет свои творения «туалетной прозой» – когда человек остается наедине с собой, открывает любую страницу и получает ответ на мучивший его вопрос. Сам Горчев – такой же деревенский, и пишет принципиально из деревни. Бывает, из деревни своей про городских пишет, особенно когда комнату, где компьютер стоит, забудет натопить – печка-то старенькая. Слог у него простой, свободный, настолько близкий к человеческому обычному непечатному слову, что поначалу даже страшно. Хотя вот и про Зощенко когда-то так писали, и не любили, а теперь вон известный.
Любит он деревню всей душой, с терпением и пониманием: «Долго думал: а почему в деревенских домах всегда такие низкие двери? А для смирения – ходишь и все время кланяешься. Не поклонишься – так голову разобьешь».
А вот городских на дух не переносит: «Пойдешь на станцию в ларек – а они там весь поселок шашлыками из магазина провоняли. И даже по запаху понятно, что шашлык у них зажарен до полной несъедобности на углях из бумажного мешка, политых жидкостью для растопки. Всякий раз, как обгонит меня на дороге автомобиль из 98-го региона, так непременно или плюну на землю, или высморкаюсь – до чего ж неприятные!».
Так что, прочитав все три книги, у вас есть возможность помотаться по свету и вернуться домой (обязательно через Москву! А как иначе?), а потом еще на недельку в деревеньку – на завалинке побухтеть, на молодежь (на себя самое?) поворчать...
Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2009-08-13
|