Слушайте и слушайтесь детей в... детстве
Имя учителя истории Андрея Лукутина для столицы известное. Он – методист по исследованию Южного округа Москвы, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2004», является заслуженным учителем России. Также заслуживают интереса его мнения, касающиеся человеческого фактора в современной педагогике.
– Андрей Владимирович, на ваш взгляд, какими личностными качествами должен обладать нынешний педагог?
– Для меня идеалом в педагогике является мой отец. Он, по его собственному выражению, сорок лет прослужил в школе. Он так сумел рассказать мне о предмете, что я тоже загорелся историей. И отсюда вытекает главное качество для любого хорошего педагога – постоянный интерес к своему предмету и исследование выбранной тобой области. В противном случае учитель становится зубрилкой-предметодателем. От него не загораются ученики, его уроки становятся для учеников бесполезным времяпрепровождением, да и сам он, каким бы изначально профессионалом ни был, становится через лет пять серой и скучной личностью.
Второе качество, которое необходимо нынешним педагогам, – это безмерное уважение к тому, с кем ты общаешься. Именно уважение, а не любовь, как принято писать в умных педагогических книгах. Любовь – это сиюминутное чувство, а в школе должны царить спокойствие и твердый расчет. И уважение должно проявляться независимо от того, взрослый человек перед тобой, годовалый ли младенец или десятилетний оболтус, который не хочет трудиться.
Третье качество – целеустремленность, упертость, если хотите. Видя твое увлечение целью, будущим результатом, это же качество перенимают и твои ученики. Они тоже учатся идти вперед, падая и поднимаясь. А это ли не главное качество по жизни – упав, найти в себе силы встать и сделать еще хоть шаг? К слову, вспомнил такое определение победителя: победитель – это человек, который, споткнувшись, поднялся на один раз больше, чем другие...
– Как воспитываете своих учеников, теперь понятно. А молодых коллег случалось?
– А как же! И тут вот в чем загвоздка: большинство выпускников педагогических вузов приходят на работу в школу с твердой уверенностью, что ученики просто обязаны учить именно их предмет. Как будто сами не учились в школе?! И перво-наперво я доношу до молодых педагогов, что им ученики ничего не должны. И с какого перепугу они должны учить именно историю, химию или литературу, если видят молодого педагога первый раз в жизни?! Ты сначала покажись им как человек, влюби их в себя, в свои уроки, вложи в этих детей что-то, а потом уж требуй. И «на отдавание» придется работать как минимум год! В противном случае они возненавидят тебя за то самое холодное и скучное предметодательство, а заодно в твоем лице и все учительство России в целом.
– Мы все больше говорим о педагогах-личностях в старшей школе, а как быть с младшей и с дошкольным образованием?
– О, тут, говоря молодежным сленгом, вообще завал. Мои коллеги из Финляндии все время искренне удивляются этому факту: почему деньги в образование мы начинаем вбухивать только в старшей школе, когда ребенок как личность уже давным-давно сформирован?! Почему забываем, что научить ребенка учиться, привить ему любовь к этому процессу гораздо проще и эффективнее в начальной школе, а еще лучше – в детском саду? И если педагоги и воспитатели загубили ребенка в детстве, то вряд ли он заинтересуется учебой в десятом классе. Даже несмотря на ЕГЭ и необходимость получать профессию. Самые лучшие педагоги должны быть именно в начальной школе. По сути, это должны быть мудрые и добрые мамы, которые не просто учат детей писать, читать, считать, а помогают им увидеть свое предназначение. Но загвоздка в том, чтобы нынешние и будущие первоклашки выбирали именно «свою» профессию. А путь к «своей» профессии, месту в жизни, начинается в далекой и изрядно запущенной в России начальной школе, а не в старших классах, когда на способности и предпочтения ребенка наслаиваются амбиции родителей, обстоятельства, мода, мнения друзей. Детей надо слышать и, если хотите, слушаться в детстве!
– Андрей Владимирович, назовите, на ваш взгляд, самый главный ваш результат как учителя истории?
– Я уже два года как не преподаю историю. Став методистом Южного округа Москвы, я какое-то время разрывался между любимой школой (кстати, мне могут позавидовать многие нумерологи – она по номеру 666) и новой работой. Из-за нехватки времени я мало-помалу стал скатываться к предметодательству, перестал чувствовать своих учеников, и школу пришлось оставить. А вообще-то, в этой школе прошло 16 счастливейших лет преподавания! И самым главным результатом за время своего учительства я считаю вот что: я пришел работать в школу в 1992 году, а начиная с 1995 года КАЖДЫЙ выпуск приглашает меня к себе на выпускные вечера. Более того, наше общение с ребятами не ограничивалось лишь временем, отведенным на уроки истории. Например, к выпускным вечерам мы ставили спектакли: «Сказ о Федоте-стрельце» Леонида Филатова, ставили пьесы Чехова. Ведь урок – это не только твой предмет, это – общение на заданную тему. И сверхзадача заключается отнюдь не в том, чтобы выучить урок – историю или химию, а чтобы еще и воспитать в ребенке определенные качества характера – жизнелюбие, целеустремленность, мужество, доброту, креатив, с которыми можно будет состояться уже в любой профессии и практически с любым образованием...
Ева Ненашева
Опубликовано: 2009-08-13
|