Как из химии получить литературу, или Ода каучуку
Глядя на улыбчивую и яркую Надежду Бесхлебнову, преподавателя химии МОУ СОШ № 1 города Серафимовича, я думала, что так, наверное, и должны выглядеть все учителя в России. Чтобы дети сначала влюблялись в педагога, а потом уж в его предмет. И чтобы каждый урок был похож на увлекательную и радостную игру, а значит, время на нем шло бы незаметно. И чтобы знания оставались в голове не заученными мертвыми фразами, а живыми картинками, выводы из которых легко применять в жизни.
– В детстве я баловалась стихами, но никогда всерьез собственное творчество не воспринимала. Так, игрушки для души, – немного смущаясь, начала рассказ Надежда Григорьевна. – Мне нравились литература, математика, физкультура и химия. Химия, пожалуй, больше других. А уже будучи педагогом в школе, я посягнула на вовсе оригинальную задачу: соединить любимые предметы – химию и литературу – воедино. Начало «опыта» было положено стихотворением Степана Щипачева «Читая Менделеева»:
Есть просто газ легчайший – водород,
Есть просто кислород, а вместе это –
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах...
– Надежда Григорьевна, а как вы поступаете с учениками, которые наотрез отказываются учить химию?
– Действую только методом убеждения! Никакого насилия! Считаю, что метод «из-под палки» еще никого до добра не доводил. Страх, неизбежный спутник насилия, тупит ум и отравляет личность. Поэтому делаю все, чтобы ребята моим предметом просто увлеклись. И здесь все инструменты хороши: во-первых, надо самой хорошо выглядеть, чтобы на меня было приятно смотреть и ребятам хотелось бы быть хоть чем-то на меня похожими; во-вторых, педагогу просто необходимо излучать энергию, чтобы за ним шли, чтобы его слушали и слышали; в-третьих, надо быть на высоте и в профессиональном плане – добротных знаний по предмету никто не отменял. Но самое главное: педагог любого предмета должен понимать, чем живут его ученики, куда они стремятся, чего хотят достичь в жизни. Важно, чтобы ценности педагога и конкретных Маши, Пети, Васи совпадали с вечными человеческими ценностями. Получается, что химия, русский язык, литература или алгебра – это всего лишь инструменты, через которые идет воспитание ПОКОЛЕНИЙ. У нас чаще рассуждают наоборот: пусть они вызубрят урок, а как стать успешными, гармоничными и честными людьми, то жизнь их как-нибудь научит...
– И все-таки, если «методика воспитания через личность педагога» не работает, то...
– Да разговариваю с ними! Иногда часами общаюсь. Объясняю, зачем им нужна информация именно по моему предмету. Рассказываю, как в быту важно знать, что из себя представляют уксусная кислота, спирт, сахар, сера, углерод, наркотики... Ведь тяга к здоровому образу жизни не наступает вдруг! Это тоже может быть результатом прекрасного знания химии: школьник прекрасно знает, какую опасность представляют для человека спирт, смолы никотина, составляющие растительных и синтетических наркотиков...
– Делятся ли с вами дети тем, что им было сложно в предмете?
– В конце года я обязательно провожу анкетирование, где есть такой вопрос: «Что было сложным в химии за такой-то класс?». Как правило, тяжелее всего даются задачи. Поэтому я стараюсь в году выделять на них больше времени. Плохо идут и параграфы типа «Силикатное производство» или «Металлургическая промышленность». Здесь мне на выручку приходят деловые ролевые игры! Дети разыгрывают ту или другую «программную» тему через жизнь: например, кто-то становится директором предприятия, кто-то – главным инженером, к ним приезжают инвесторы. Часто ребята, которые хорошо знают английский язык, разыгрывают иностранных инвесторов, общающихся через переводчика. Популярны также роли экологов, контролирующих это производство, и РR-специалистов, которые рекламируют получившийся продукт. Естественно, что во всех четырех параллелях этот урок идет по-разному, и в каждом классе находятся свои, порой неожиданные, «звезды» и «изюминки»... Благодаря проживанию, в головах, а может, и в душах моих питомцев остаются важные знания. И разорванные школьные предметы складываются в гармоничную и совершенную картину мира, где все-все взаимосвязано...
– Что для вас является самым показательным профессиональным результатом?
– Чтобы все выпускники, которых по окончании школы № 1 города Серафимовича я встречаю на улице, не отводили бы от меня глаз и здоровались. А еще лучше, рассказывали бы, чем живут, каких успехов достигли или в чем, напротив, проблема и какая помощь им нужна. Чем могу – тем обязательно помогу, поддержу!
– Вы ведете список «химических звезд» – ребят, которые увлеклись химией и добились в этой науке результатов?
– Ну, не то чтобы веду, но чем гордиться есть. Например, сейчас со мной в школе учителем химии работает Оксана Зотова. Когда-то она была моей ученицей и многократной победительницей зональных олимпиад по химии. Владимир Витютнев, «серебряный» призер зональной олимпиады по химии, заканчивает Волгоградский медуниверситет. Павел Ветров уже его закончил и сейчас работает нейрохирургом в Москве.
– Какой педагог «зажег» химией лично вас?
– Я родом из хутора Зимняцкого, в тамошней школе я просто жила: моя мама работала учительницей и, чтобы я не болталась без дела, брала меня с собой на работу. Поэтому трудиться в школе мне было предопределено с детства. Позже в моей жизни появилась чудеснейшая преподавательница химии Галина Александровна Блинова. Естественно, я сначала влюбилась в нее, а потом уж в ее предмет. С Галиной Александровной мы дружим до сих пор, будучи уже коллегами. Приезжая в гости, я по-прежнему очарована ее знаниями, энергией, жизнелюбием... Недавно заметила важную вещь: дети никогда не говорят об учительнице, дескать, она замечательный профессионал. Когда учительница нравится, то они рассказывают, что она – добрая, веселая, активная, умная... Может, нам стоит взять на вооружение простую мысль: педагогический профессионализм – это не только и не столько знание предмета, а обладание лучшими человеческими качествами?
– Надежда Григорьевна, расскажите хоть одно из стихотворений на «химическую тему», которое сочинили ваши ученики?
– Горжусь «Одой каучуку», которую сочинили Оля Павлова, Елена Линькова и Татьяна Картушина из 10 «А» Серафимовичской средней школы № 1.
Увидел Христофор Колумб,
Испанский адмирал,
Как мальчик с южных островов
Большим мячом играл.
И был немало удивлен
Игрушкою такой:
Тот мяч чудесный наделен
Упругостью большой.
Отважный мореход с собой
Игрушку захватил
И к берегам своей родной
Испании поплыл.
На родине ученым всем
Находку показал.
Но странный мячик их совсем
Не интересовал.
С тех пор прошло немало лет,
И случай тот забыт,
Давно уже Колумба нет
(а был он знаменит).
Теперь во Францию рассказ
Мы свой перенесем
И к королю пойдем сейчас
На праздничный прием.
Парижский свет был восхищен,
Король надел подтяжки,
Они сидели хорошо
Поверх его рубашки.
Что вызвало восторг у всех?
Они легко тянулись,
Поэтому нашли успех
И франтам приглянулись.
В простую ткань они ввели
Добавку для растяжки,
И в моду, наконец, пришли
Удобные подтяжки.
Теперь понятно нам одно:
Материал тот был
Тем самым, что давным-давно
Еще Колумб открыл.
Пред нами Англия – страна,
Где постоянный дождь,
Жил в Лондоне в те времена
Ученый Макинтош.
По городу гулял он в нем,
Но промокал, хоть плачь,
Под вечным лондонским дождем
Из парусины плащ.
Однажды Макинтош нашел
Тот странный материал,
Он опыты над ним провел
И свойства распознал...
Мы часто слышим про него,
Он наш бесценный друг,
Конечно, это вещество
Зовется – ... (каучук)
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-07-30
|