Вуз начинается с первой фразы и... любви к себе
Мы часто говорим о том, каким должен быть студент, – ответственным, целеустремленным, образованным, воспитанным, интеллектуально развитым и т. п. Маленькое «но»: как ему стать таким, если в вузе его частенько окружают замученные, безрадостные и довольно скучные преподаватели?
А ведь если нет личности преподавателя, способной увлечь, произвести сильное впечатление, то все методические пособия можно смело сдавать в макулатуру! Так как же быть?
– Преподаватель и воспитатель должны быть обаятельными, – начала разговор Александра Касымова, психолог, преподаватель студии красоты «Суламифь». – А для этого надо научиться любить себя. Не путайте с самовлюбленностью! Любить себя – это радость осознания себя личностью, готовность перестать унижать ее пренебрежением к себе и к тому впечатлению, которое ты производишь на окружающих.
Все в нашей жизни взаимосвязано. Если мы значимы в собственных глазах, то значимы и для тех, чье мнение нам важно. Тогда раскрываются новые, неожиданные «резервы» любви и уважения к своим воспитанникам. И благодарная ответная реакция студентов на эту метаморфозу ощущается сразу же!
– С чего преподавателю вуза начать строить имидж?
– Во-первых, он просто обязан следить за внешними проявлениями настроения.
Мы часто совершенно не представляем, как выглядим со стороны. Если бы многих из нас сняли на скрытую камеру во время лекционных занятий, а затем показали на экране, то многие сказали бы: «Уберите эту мымру!». Поэтому надо научиться быть очаровательными! Наших вузовских преподавателей надо обучать как деловой мимике (она не должна быть насупленной), так и мимике радости. Это самое сложное!
– А это так важно?
– Неумение радостно улыбаться – это национальная проблема. Наши дети привыкли к депрессивности и пессимизму. Это может остаться у них на всю жизнь. Вот почему педагогам надо учиться высвобождать энергетику радости жизни, уметь ее выражать вербально и невербально.
– А есть рекомендации, как стать привлекательными?
– Здесь действует принцип внушения. Можно как мантру сто раз в день повторять себе: я привлекательная, обаятельная, радостная. Кроме того, на помощь вам придут одежда, прическа, макияж, парфюмерия. И закрепит «новую картинку» мимика, отработанная сначала у зеркала, где вы будете излучать благожелательность, уверенность в себе. Постепенно она «прирастет» к вашему лицу и станет естественной для вас. Более того, она будет помогать вам сохранять и внутреннюю радость жизни.
– Большинство вузовских преподавателей – небогатые люди. На какие средства им покупать косметику и одежду, чтобы хорошо выглядеть?
– Да дело ведь не в одежде и цене украшений! Можно прийти на занятие в одном и том же платье, но с другим жестом, прической или аксессуарами. Многое компенсируется все той же мимикой, теплотой взгляда, голоса. Вы вряд ли помните, в какое платье одевалась ваша любимая учительница в школе, а вот ее взгляд, манера говорить наверняка остались в памяти!
Однако внешность – еще полдела. Хороший педагог – это блистательный оратор, чей слушатель или собеседник эмоционально отождествляет себя с говорящим, «заражается» его эмоциями.
Требования здесь понятны: во-первых, говорить теми словами, которые понятны данной аудитории. Причем студентам импонирует, когда им не цитируют учебник, а излагают собственные мысли. Во-вторых, оперативно улавливайте пожелания аудитории. Иногда надо сделать «зигзаг», затронув тему, которая для этой аудитории наиболее актуальна. В-третьих, делайте комплименты слушателям. Например, поблагодарите их за интеллектуальное сотрудничество и понимание. Это расположит к общению с вами. В-четвертых, педагог не имеет права говорить равнодушно, без пристрастия к тому, о чем идет речь. Если у студентов не затребован «регистр эмоциональности», они могут не принять то, что им говорят. Поэтому не начинайте общения, не продумав первой фразы, причем она должна звучать положительно. Иначе успеха не ждите.
Софья Тюльпин
Опубликовано: 2009-07-30
|