Как стать супервожатым
Саша Абрамович свои первые две смены проработал в 2007 году: первую смену вожатым,
вторую - диджеем, а в 2008-м умудрился быть и вожатым и диджеем одновременно…
- Это было очень тяжело, настоящий разрыв мозга: постоянно прибегали дети и просили
помочь, и я все время торопился, записывал музыку и бежал работать с детьми.
А в 2009-м я уже поехал в Детский оздоровительный центр "Медвежонок"
в качестве руководителя радио.
- Как ты вообще попал в вожатые?
- Есть такой педагогический отряд - "Горизонт", который готовит вожатых
для лагерей. Он сотрудничает с Федеральным детским центром "Смена" и
Детским оздоровительным центром "Медвежонок". Волгоградская педагогическая
команда "Горизонт" - одна из лучших команд в России, остальные команды
мы "рвем" по креативу, организованности...
Узнал я о "Горизонте" от друга Миши, мы с ним договорились, чтобы я
подъехал к нему, он в это время был как раз на курсах вожатых. Я приезжаю, а
они там в игры играют, новенькие вожатые со старенькими. Мишка предложил мне тоже
с ними поиграть. Раз поиграли, два... Так я отходил четыре занятия из положенных
десяти, а затем нас спросили: "Кто хочет досрочно поехать на море: не хватает
вожатых?" Мы с Мишей: "МЫ!" И через неделю мы уехали работать.
- Ну, а ребенком-то в лагерь ездил?
- Первый мой лагерь - ДОЦ "Кавказ" в 2000 году, потом - ДОЛ "Лазурный
берег", а в 2002, 2003, 2004-м - Всероссийский детский центр "Орленок",
лагерь "Звездный". Мне так лето проводить очень нравилось. А сейчас
я уже в гости в "Орленок" езжу, встречаюсь со своими вожатыми, говорю,
что сам работаю вожатым, и они реагируют примерно одинаково: "Вот смотрите,
дети, смотрите, до чего "Орленок" доводит!"
- Чему надо научиться, чтобы стать вожатым?
- Ты должен все время держать в голове как можно больше игр, тебе нужно быть позитивным,
веселым человеком. И еще нужно хорошо усвоить закон вожатых: "Вожатый не
работает 24 часа в сутки, вожатый работает постоянно". Вожатый должен поставить
себя в самом начале смены: показать себя старшим товарищем и все-таки начальником,
не позволять собой командовать. Первые три дня вообще надо детей держать в строгости,
а потом уже можно делаться более мягким. В конце смены у меня все дети плачут,
потому что не хотят расставаться.
- А конфликты в лагере как решаются?
- Между вожатыми? В каждой педкоманде существуют конфликты, но как только вожатый
приезжает в лагерь - все, личных обид показывать уже нельзя, иначе дети это быстро
почувствуют и пойдут разговоры. Бывает, что в лагерь едет работать парочка. Но
в лагере они уже не влюбленные, а вожатые, и отношения между ними должны быть
дружелюбно-деловыми. Решению конфликтов вожатых обучают на курсах. Любое насилие
или грубое отношение с ребенком недопустимо! Был в моей практике мальчик, который
ничего не хотел делать: "Идем купаться!" - "Не хочу!", "Не
ломись к девочкам в комнату!" - "Мне плевать!" Даже старший вожатый
не смог с ним справиться. Но такие случаи единичны. Обычно ребенок в начале смены
может покапризничать, часто возникают упреки в адрес родителей, мол, они в ссылку
отправили, чтобы самим отдохнуть, и ребенок начинает бунтовать против лагеря:
против вожатых, правил, против других детей. Но если с таким ребенком поговорить,
все ему объяснить и заинтересовать жизнью в лагере, общением с другими детьми,
играми, то он успокоится и будет получать удовольствие.
- Человек меняется в лагере?
- Лично я стал более ответственным. Изменилось отношение к детям, возникает желание
помочь. Я стал более креативным.
Дарья Лежайская
Опубликовано: 2009-07-23
|