Нашествие
Сто тысяч человек в этом году пережили «Нашествие-2009». И я там был, не
жалея сил тусил да грязь месил. И скажу вам: это было реально круто!
День первый
Приехали в четыре утра. На поле уже валялись бездыханные панковские тела. Видимо,
для них «Нашествие» уже началось. Всякие хвостопады аскали мелочь на проходку
– кто-то умудрился спутить все средства еще в автобусе. Лил дождь. Без резиновых
сапог находиться на территории феста было нереально. А я, наивный чукотский
юноша, погодного форс-мажора не предусмотрел и приехал в кроссовочках и белых
штанах, как губернатор острова Борнео. Благо брюки по-мироновски могли элегантно
превращаться в пляжные шорты. Десятки тысяч бедолаг отчаянно боролись со стихией
всеми посильными методами: покупали дождевики, заливали зенки. По палаточному
лагерю ходил какой- то обдолбанный грибами ханты-мансиец с палкой и демонстративно
разгонял тучи. В следующем году предлагаю оргам сделать специальный мерч – резиновые
сапоги с логотипом «Нашествия». Раскупят на раз, учитывая то, что погода «кузьмит»
уже не первый год. Открытие началось только вечером. Право первой песни выпало
«Мумий Троллю». Начало получилось жизнеутверждающим. Качественное инди, адаптированное
под русское ухо, – удивляюсь, что у нас такая музыка оказалась востребована
вообще. «Тролль» был в образе разбитного морячка-чертика. Пьяные гомофобы называли
его «педерастом» и через минуту просили спеть «Владивосток 2000». Парадоксальна
и загадочна русская душа! В конце выступления Лагутенко решил похулиганить и
сжег свою гитару на глазах у изумленной публики. Попрощался с народом и пошел
укладывать дочку. Эстафета была передана «стилягам из Москвы» «Браво». Праздник
рок-н-ролла длился два часа – с танцорами и со всеми делами. Это был своеобразный
исторический экскурс: пелись песни времен Сюткина, Агузаровой, Ленца и Хавтана.
Правда, залажали «Старый отель» – не мужская это песня, и круче Жанны Хасановны
ее никто не споет.
День второй
Дождя не было. Светило гавайское солнце, подсыхала грязь. «Хваленый дренаж
у поля все-таки есть», – подумал я. Грязные и довольные зрители были весьма
обрадованы теплой погодой и активно скупали прохладительные напитки – кока-
колу за 70 рэ и «Доктор Дизель» за сотыгу. Я решил сходить на Малую сцену. Это
была самая настоящая обитель морлоков. Расхристанный страж порядка пускал всех
кому не лень. Я попал на выступление группы «Театр Теней». Вокалист, пафосный
детина, изображал из себя бруталього мужика из «Мановара» и пел про свет и тьму,
выдавая свои убогие вирши за онтологические откровения высшей пробы. С хэви
уже все выжато, короче. После театра начался цирк. На сцену вышла «Фантастика».
Дешевый кондовый калифорнийский панк с бодряковыми одноклеточными текстами.
Такую хрень могут играть только «Декабрь» и «Л.О.М.О.». Как оказалось, это проект
гитариста «Наива». Потом вышла еще одна «наивная» подопечная – «Блондинка Ксю».
Она пела прекрасно, продемонстрировала свою сексуальную харизму русской Кортни
Лав и нипадеццки вогнала в краску озабоченных тинов. Когда на помост вышли мои
любимые FPG, начался массовый психоз. Под зубодробительный эксплойтедовский
ой панкота начала свой аццкий мош. Танцевальный бойцовский клуб. Их лидер Пух
оказался прикольным компанейским парнем. Не зря Пуха хвалил Кинчев. FPG – самая
борзая команда на фестивале. Остальные обитатели альтернативной сцены – вовремя
не распознанные симулякры. Нет на них Герасима, блин! На Главной сцене зажигала
Сурганова. Как всегда, воздушно и по-питерски – на усладу коротко стриженным
барышням. «Пикник» не удивил – одно и то же. Но хорошо и ровно. «Крематорий»
откосил плохо. В ускоренном темпе «Катманду», «Амстердам» и «2001 год» слушались
отвратно. Более-менее красиво прозвучали коронки «Безобразная Эльза» и «Девочка
со взглядом волчицы». Григорян вышел не в своей легендарной черной шляпе – ее
у него украли, а в каске – амуниции «китай ского танка». В общении на прессухе
«ар мянский Джон Леннон» оказался стремным и неприятным типом... А вот Илья
Черт показал мастер-класс по доброжелательному отношению к публике и к журналистам.
Пранаяма идет ему на пользу!
День третий
«Сцена такая горячая, что я теперь представляю, как люди жарятся на сковородке»,
– констатировал Кинчев, открывая третий фестивальный день. Костя скакал по сцене
босиком, показывал коронные величественные жесты, был похож на Билли Айдола
и Бона Скотта из «AC/DC». Настоящий рок-герой. Былинная мощь исходила от его
песен: «Рок-н-ролл – это не работа», «Армия жизни», «Звезда по имени рок». Народ
был в экстазе. Зачадили фаера, в тверское небо тянулись молодые «козы». «Мельница»
выступила добротно. В Фан-зоне всякие «роланды», «сиды» и простые нифера водили
языческие хороводы и проникались духом седой древности. Спели и про «господина
горных дорог», и про «ночную кобылу», которая не слазила с первых позиций «Чартовой
дюжины» энное количество месяцев. Сет «Знаков» был неплохим, но народ отнесся
к восходящим звездам без особого эн тузиазма. Покорила маленькая девочка в
белом, игравшая на флейте. А в общих чертах их музло ничем особо не отличается
от «Смысловых галлюцинаций», «7Б» и прочих «То кио». «После 11» – такая же
мура. Перемудреные мелодии с модуляциями (сразу видно – консерваторцы!), модный
сплав из софт-рока, гитарного мейнстрима, неоромантики, стоун-рока, темных очков
и любовной тематики. Сдуются лет через пару. Неожиданно мощным получился флэшбэк
Олега Горшкова – лидера ветеранов русского брит-попа «Мечтать». Эта группа
не оценена по достоинству. А ведь именно этот супербэнд в 96-м году сделал брит-поп-революцию
в нашей массовой культуре, а не «Мумий Тролль», всплывший двумя годами позже.
На сцене «Нашествия-2009» Горшков исполнял свои «винтажные композиции»: «Летчик»,
«Тук-тук» и др. «Король и шут» зажгли нехило. И рому людям дали, и со скалы
прыгнули, и спели про марионеток – явную панк-реинкарнацию знаменитого хита
Макара. Без «Мертвого анар хиста» тоже не обошлось. «Ляписы» по уровню ажиотажа
вокруг своего выступления могли сравниться только с хэдлайнерами. Футбольные
хулиганы всех мастей, «на лонсе» и «на бёрбэри» плясали под отвязное ска и хором
подпевали «Капитал», «Манифест», «Харэ». Околофутбольная истерия была прекрасным
зрелищем: «мясники», «бомжи», «кони», «мусора» слились в единой танцевальной
оргии. Бутусов удивил – наконец-то он не ленился вытягивать высокие ноты. А
то порой думаешь: «Ща стопудово ласты склеит»... «Калинов мост» показали,
что такое сибирский дух. Звонкий голос Ревякина звал в неведомые дали и заряжал
людей волшебной позитивной энергией. Гитарный этно-ланж, ритм-н-блюз, латинские
ритмы, солнечный новосибирский белый реггей. Песни были подобраны интересные:
«Сберегла», «Родная», «Все путем», «Конь-огонь», «Иного не надо» (посвященная
Шевчуку) и совсем старые «Радость неба» и «Надо было» (написанная в соавторстве
с Янкой Дягилевой в 1987 году). Закрывали концерт свердловские свадебные генералы-весельчаки
«Чайф». Пилили два часа. Как им не надоело играть одно и то же – «ой-ё» и «кефиры-полбатоны»...
На последней песне грянул фейерверк, чисто символический. Пипл уезжать не хотел.
Люди твердо осознавали, что любыми правдами-неправдами в следующем году вновь
приедут в Тверскую область и все повторится! Слава вам, круглосуточные тусовщики
и любители острых ощущений! Мы сделали это! Мы прошли огонь, воду и «горящие
трубы»! До встречи в 2010 году!
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2009-07-16
|