Учителей готовят... со школы
...Алина Амброзиева, волнуясь, вертит в руках паспорт - эта 16-летняя девушка
подает документы в приемную комиссию Волгоградского социально-педагогического
колледжа на специальность "Социальная педагогика". В будущем девушка
видит себя педагогом начальных классов. А пока надо взять хотя бы первую "высоту"
в выбранной профессии - поступить в ВСПК. Интересно, почему именно педагогика
начальных классов?
- Все началось с моей мамы Ларисы Дмитриевны. Она в 1988 году закончила этот
колледж и осталась своим образованием довольна. Свою роль сыграл мой опыт: в
родной школе я работала вожатой у ребят 7-10 лет. С девчонками проблем у меня
не было, а вот пацаны баловались, шумели, игнорировали меня.
- И как ты вышла из положения?
- Я предложила им общее дело! Мальчишки же более энергичные, увлекающиеся. Им
заниматься чем-то одним просто скучно! Зато потом им так все понравилось, что
я их домой отправить не могла.
- Пофантазируй и нарисуй первый класс будущего, а?
- Ой, сложно, но я попробую: мы не будем сидеть за партами, а будем изучать
математику и грамматику через театр, через общение с перчаточными куклами и
любимыми мягкими игрушками. Еще в моем классе дети обязательно будут доброжелательны
ко всем. Кстати, я заметила, что нынешние ребята более творческие, целеустремленные,
энергичные и более способные к технике, чем, например, даже мое "продвинутое"
поколение...
По мнению директора Волгоградского социально-педагогического колледжа Вячеслава
Краснощекова, поступающие сюда абитуриенты делятся на три категории. Во-первых,
это ребята, которые хотят найти комфортное для себя учебное заведение, в котором
они получат определенный уровень знаний, а значит, смогут устроиться на работу
и занять определенное место в обществе. Во-вторых, это юноши и девушки, которые
просто хотят получить диплом: хорошо, если вуза, нет - и колледж сойдет! В-третьих,
те, кто хочет получить за время учебы определенные коммуникационные навыки.
Ведь, по статистике, профессиональные знания составляют всего 25% успеха человека
на работе, остальные 75% карьерного успеха - это то, как специалист умеет ладить
с людьми, организовывать свой рабочий день и строить вокруг себя команду.
- Для того чтобы показать абитуриенту и студенту его слабые и сильные стороны,
у нас организован психологический центр, - рассказал Владислав Михайлович. -
И исходя из желаний и склонностей абитуриента, мы направляем его в наши студии
для дополнительного образования. Например, у нас работает литературная студия,
которая издает свой альманах; две театральных, вокальная студии; хореографическая
школа; спортивные секции...
Кроме того, интеллектуальному развитию наших студентов способствует и научная
работа, которая ведется дополнительно к учебному плану. Дело в том, что наш
колледж обладает сильным научным потенциалом: на 120 преподавателей приходится
20 соискателей аспирантуры и докторантуры. За последние 10 лет у нас 35 преподавателей
защитились. И, конечно, когда они проводят диссертационные исследования, то
вовлекают в этот процесс и ребят. "Заразившись" научным процессом,
эти ребята так и остаются, что называется, в науке.
- Они участвуют в каких-то конференциях, научных форумах?
- Да, безусловно! На базе Волгоградского социально-педагогического колледжа
проводится пять научных конференций. Одна из них студенческая. Одна - международная
лингвистическая. Остальные - региональные. И, думаю, все эти механизмы в совокупности
- непосредственно учеба по выбранной специальности, научные занятия и посещение
студий дополнительного образования - делают свое дело: наши выпускники легко
становятся студентами волгоградских вузов. Чаще всего (мы сотрудничаем с ними)
- ВолГУ, ВГПУ и ВГАФК.
- Чаще к вам приезжают учиться из Волгограда или Волгоградской области?
- Больше половины наших студентов - это жители области: Чернышковский, Николаевский,
Быковский, Котельниковский, Калачевский районы. И работать мы начинаем с ними
уже с десятого класса: по воскресеньям они приезжают из родных районов целыми
автобусами, чтобы получить в нашем колледже параллельное обучение по ряду общеобразовательных
предметов и некоторым специальным, обучение по которым начнется только с 1-го
курса. Стоит это параллельное обучение 4 тысячи рублей в год. Зато таким образом
мы "дотягиваем" уровень знаний наших будущих студентов до нужной планки.
- По окончании колледжа ваши выпускники получают, как правило, дипломы по
двум специальностям. Это так?
- Да, еще при поступлении в колледж мы ориентируем ребят на получение сразу
двух более или менее родственных специальностей. Например, студенты специальности
"русский язык и литература" обучаются еще и психологии, в результате
получают еще и этот диплом. Для специалистов, в дипломе которых написано "Программное
обеспечение ВТ и АС", вторым образованием служит, как правило, "переводчик
для профессиональных коммуникаций".
- С какими трудностями сталкиваются ваши студенты?
- Наверное, самая большая трудность - это отсутствие при нашем ссузе общежития.
Увы, построить его сами мы пока не в состоянии, поэтому вынуждены брать только
тех ребят, у которых есть возможность снимать квартиру либо есть собственное
жилье. "Квартирный вопрос" больнее всего ударяет по сиротам. Редкие
опекуны берутся оплачивать ребенку съем квартиры. Есть, конечно, районы, где
над сиротами берет шефство администрация и ребенку снимают жилье в Волгограде
на время учебы. Например, в Котельниково. Поэтому порой вынужден прописывать
моих студентов по так называемым "бомжатникам". А что делать? Они
же не имеют права жить в Волгограде без хотя бы временной прописки...
Напоследок мы побеседовали с завучем колледжа Константином Сисеровым.
- Мой педагогический стаж насчитывает 13 лет: я работал и учителем математики,
физики, и заместителем директора в лицее "Лидер", - рассказал Константин
Анатольевич. - И могу точно сказать: нынешние студенты, подающие документы в
наш колледж сегодня, отличаются от ребят предыдущих поколений: они целеустремленны,
стремятся знать как можно больше, планируют не просто работать, но и осуществлять
карьерный рост, отличаются довольно творческим мышлением... Думаю, что это и
есть тот потенциал, который будет "поднимать" педагогику завтра.
- Ваш видение "начальной школы будущего"?
- Мечтаю, чтобы классы были небольшие, до 20 человек. Чтобы у детей было больше
подвижных игр на переменах. Чтобы дети не только учились, постигая теорию, но
и "проживали" знания через какие-то опыты, эмоции, сказки, фильмы.
Мы совсем забыли про воспитание! А это в начальной школе - главное. Потому что
все нравственные нормы закладываются в детстве, а уж таблицу умножения или как
пишутся "жи-ши" ребенок как-нибудь выучит!
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-07-09
|