Хипстеры пришли на смену эмо, готам и прочей неформальной публике.
Вроде бы панки уже отошли в прошлое, да и рокером быть не модно. Хиппи с
душком бурной молодости ваших родителей. О стиляжестве остается только мечтать.
Привычные субкультуры устарели, покрылись паутиной. А людей, продолжающих, упершись
рогом, слушать музыку какого-то определенного направления и рядиться в темные
балахонистые одежды и прочие фенечки, мы воспринимаем как выживших из ума и
не чувствующих духа времени. Эмокиды - это вообще пошло и вульгарно. Возможно,
кто-то краем уха слышал про яппи, однако так и не проникся духом идеи. Но молодежь
есть молодежь и без субкультур, чувствую, не обойдется.
А ведь и правда, все мы мыслим категориями прошлого века, употребляя словосочетание
"на дворе XXI век" лишь применительно к технике. Но все изменилось,
и теперь субкультуры уже не такие как раньше. Главенствующую субкультуру нашего
времени - хипстеров, зреющую последние десять лет, нельзя охарактеризовать привычным
образом: слушают то-то, одеваются так-то. Нет. Все гораздо сложнее. Может, и
вы тоже примыкаете к этому движению, даже не заметив этого. На свой счет до
сих пор сомневаюсь, скажу я вам.
Если говорить обыденно, исходя из наблюдений, то хипстеры - это те пьяные подростки
(зачастую переростки), которые рядятся в узкие штаны и прячут глаза под очки-вайфаеры,
желательно без стекол. Они веселы, безбашенны, но глаза у них грустны, и как-то
сразу понятно, что существование их лишено цели. Больше всего любят тусовки,
модную "топшоповскую" одежду. Любят щеголять. Мальчики отдают предпочтение
рубашкам в клетку. Любят айподы и ломо-полароиды. Любят моду на винтаж, платья,
кардиганы, самые продвинутые - ватные плечи! Если говорить о духовных ценностях,
то стараются шарить в хорошей музыке/кино/искусстве/фотографии/дизайне.
На одном хипстерском ресурсе состоялось обсуждение того, кто, собственно, такие
хипстеры. Причем спрашивали именно у тех, кто, по моему мнению, ими и является.
Один вопрос был: а причисляете ли вы себя к хипстерам? Так, большинство открестилось
от этого, только некоторые замялись и признали хотя бы свою любовь "к некоторым
хипстерским забавам". Так что хипстерство - явление, не осознаваемое субъектом,
но массовое. Может быть, все, кто свободен от гламурных замашек, но взращенные
в счастливых путинских 2000-х с бичом времени - культурой потребления, и есть
хипстеры?
Люди мультиинтересов
Василий Эсманов, создатель главного хипстерского сайта lookatme.ru, признался,
что относит себя к хипстерам. И вот как он характеризует это явление: "Хипстерами,
по-моему, называют ту активную часть молодежи, которую больше всего видно; которая
всегда - так было еще при Сократе и Гесиоде - будет любить дурацкую музыку,
носить дурацкую одежду, не иметь никакого смысла в жизни, никакой программы,
ничего - лет до 25-26; которые посидят просто в тени, но кто-то из них, наверное,
станет однажды великим и выдающимся. Поэтому, обсуждая термин "хипстерство",
который так всех раздражает и бесит, мы обсуждаем на самом деле все то, что
раздражало в молодежи всегда. Тоже показательный пример. Фильм "Стиляги"
Тодоровского на английский язык на русском фестивале перевели, конечно же, как
"Хипстеры". Кто же они еще? Яркая одежда, без царя в голове, музыка.
Основная претензия к этому поколению такая: они лишены довольно важной штуки,
они лишены фантазии. Сейчас бесполезно спрашивать, о чем молодые люди мечтают,
потому что они потеряли мечту. Так что хипстеры - это молодежь, которой достались
красивые бессмысленные шмотки, наверное, даже неплохая музыка и совершенно не
досталось никакой мечты. Потому что мечта может быть персональной, к сожалению,
очень редко - для этого нужно быть очень сильным. С этой группой людей, с хипстерами,
произошла еще одна важная вещь: они потеряли штуку, без которой мечтать нельзя,
они потеряли сексуальность.
Хипстеры - это люди мультиинтересов, люди, которые пользуются не Explorer, в
котором одна вкладка, а любым другим многовкладочным браузером, в котором ты
считываешь поток из десяти-двадцати открытых страниц. И хипстеров не любят как
раз люди, которые чувствуют, что стареют и не могут уже угнаться за таким восприятием
информации; не любят за поверхностность. Но это не поверхностность, это просто
множество интересов.
Для них энергия - это не накапливаемое, а выбрасываемое. Они такие энерджайзеры.
На самом деле большинство из нас потихонечку становятся такими батарейками-энерджайзерами,
подключившись к "Фейсбуку", ЖЖ, "Твиттеру", "Ласт-Фм"-сервисам,
которые подразумевают пассивное состояние. Тебе не нужно ничего делать, чтобы
в них находиться, потому что все действия - это, по сути, констатация твоих
недействий… Но, я думаю, еще лет через пять-семь подрастут те, которым сейчас
четырнадцать, тринадцать, - поколение, как раз гораздо более мне интересное,
потому что в противовес бездействию это должно быть поколение действия".
Пролетариат креативных индустрий
А вот мысли Юрия Сапрыкина, редактора главного хипстерского журнала "Афиша",
который хоть и признает себя хипстером, но заявляет, что он единственный в своем
роде - хипстер работящий: "Это вполне конкретный слой людей, причем совпадающий
здесь, в Америке и Европе, во всех мегаполисах и порожденный одними и теми же
причинами. Его не было 10 лет назад и не будет через 10 лет в таком виде, и
все это производная от экономической ситуации последних десяти лет. Я сейчас,
может быть, скажу немножко пафосную вещь, но если провести какую-то вивисекцию
хипстерской души, то окажется, что это душа любого человека XXI века, доведенная
до логического предела. Как всегда свойственно молодым людям, они понимают,
как устроено время, и реагируют на это, во-первых, наиболее адекватно, во-вторых,
радикальным образом. Хотите, я скажу, кто такой хипстер с марксистской точки
зрения? Мне кажется, что хипстеры - это пролетариат креативных индустрий.
И если мы хотим определить хипстера не методом Маркса и Энгельса, а методом
более понятного эмпирического описания, то вот была песня: "Она читала
мир, как роман, а он оказался повестью". А хипстер - человек, который читает
мир как RSS-поток или как френд-ленту, и в этом радикальное отличие от всех
остальных субкультур. Именно поэтому хипстер до такой степени трудноопределим,
невозможно поймать, кто это такой. Потому что хоть металлисты, хоть инди-киды
- с ними все понятно: они уперлись рогом в какую-то музыку, и она для них объект
бесконечного культа и поклонения, и вся жизнь вертится вокруг этого. Есть там
какие-нибудь анархо-синдикалисты или антифа, с ними тоже все понятно, потому
что у них, кстати, позиция все-таки поактивнее жизненная, наверное".
Но к каждому действию найдется противодействие. Когда такие явления становятся
массовыми, опять же отпочковывается группа людей, которая хочет быть не похожей
на эту модную толпу. Я думаю, они будут против того, чтобы воспринимать мир,
читая френдленту. Всеми возможными способами они будут открещиваться от всяких
социальных сетей и будут хуже одеваться. Все циклично.
ХИПСТЕР - шокирующая личность.
(Толковый словарь обществоведческих терминов.
Н.Е. Яценко. 1999)
Твиттер, молескин, ломо, скинни - заветные для хипстера слова. У хипстеров нет
мечты, амбиций, денег и секса. К тому же они не свободны - надо успеть прочитать
многочисленные френдленты. При всем этом каждый из них считает себя индивидуальностью.
Оправданно ли?
Обсудить на форуме
Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2009-07-09
|