Гонка за цифрами
Восемь лет назад я стал студентом вуза своей мечты. С тех пор произошли большие изменения как в стране, так и в сфере образования. Так как процесс получения высшего образования затянулся и продолжается по сей день, то изменения, произошедшие в рамках деятельности вузов, я отчетливо могу ощущать на себе.
В 2001 году многие вузы уже практиковали балльно-рейтинговую систему. Я, как и другие студенты ВолГУ того времени, знал о ней лишь понаслышке. До сих пор помню дух конкуренции, который царил в нашей группе. Он подстегивал, заставлял бежать в библиотеку. Мы не только не останавливались на списке литературы, который нам рекомендовали к семинару, но и искали новые источники, пытаясь удивить преподавателя и других студентов фактами. Это была гонка за знанием. Вопрос о том, будет у нас автомат или нет, был рядовым, важнее были факты, которые мы предоставим на суд преподавателя. Целой пары было мало, и даже после ее окончания мы продолжали делиться с преподавателем знаниями. Учебниками мы пользовались для представления общей картины, а чтобы углубиться в жизнь исторического персонажа, читали журналы, критику... Новые знания стимулировали нас к активной деятельности, а оценка была лишь дополнением к нашей работе.
Сегодня процесс обучения превратился в аукцион. В аудиториях идут торги за баллы – не за количество прочитанных книг, а за количество баллов. Фактически балльно-рейтинговая система – это эталон американской демократии, где одним дозволено все, а другим только все остальное. Судите сами: для оценки «удовлетворительно» нужно набрать 60 баллов. Это значит, что студенту достаточно «посетить» три контрольных работы, точнее, списать их у соседа и не появляться в течение семестра. Три посещения за полгода – готовый специалист (или бакалавр). Для ленивых есть еще более простая схема: пришел один раз в полугодие, списал модульную контрольную работу на 20 баллов – допуск на экзамен обеспечен. Пришел на экзамен, списал еще на 40 баллов, вот тебе и «троечка»... И вот спустя 4 года вышел человек, получивший высшее обрЕзование (его знания иначе как обрезанными не назовешь). Хорошо если это филолог или документовед (при всем уважении к этим профессиям ошибки в них не будут смертельными для общества), а если это медик или экономист?! Вы хотите попасть на прием к медику, который появлялся в вузе лишь тогда, когда его заботливые сокурсницы звонили ему и предупреждали о предстоящих контрольных? Хотите доверить свою бухгалтерию экономисту, чей диплом сложился из наспех скачанных рефератов? Как вам понравится специалист, который половину своего диплома заработал только за посещение?
Простой пример. В этом семестре мы сдавали предмет, преподаватель которого оценил посещение своих занятий в 3 балла. 12 посещений (а для некоторых 12 партий в морской бой) фактически гарантировали зачет по одному из предметов. А если еще и скачать реферат, можно смело требовать от преподавателя более 70 баллов, а с ними и стипендию.
Я не пытаюсь сказать, что не осталось сознательных студентов. Они, безусловно, есть. Просто для многих гонка за баллами вытеснила гонку за настоящими знаниями. Студенты уже не идут в библиотеку за книжкой, а позволяют себе выбирать. Они могут не приходить на контрольную работу, потому что легче к концу сессии упросить преподавателя дать тебе дополнительное задание-реферат. Можно выбирать между отработкой по физкультуре или походом на лекцию, за которую ставят баллы, а те лекции, на которых баллы не ставят, теперь и вовсе игнорируют. А если прогульщику не хватит нескольких баллов до вожделенной оценки, то можно смело давить на жалость. Ведь он хороший студент, просто ему не хватает нескольких баллов. Проблема в том, что многие преподаватели судят студента именно по баллам, а не по его достижениям. Как же можно поставить студенту «неуд», если он уже успел списать на 60 баллов, и как же можно поставить «4», когда ему до пятерки не хватает всего двух баллов?
К счастью, есть преподаватели, которые ставят студенту ту оценку, которую он заслуживает. В этом семестре по одному из предметов я набрал 88 баллов, до отметки «отлично» не хватило всего ничего. Для меня это тот случай, когда «4» дороже любой «5»: я осознаю, что не заслуживал «пятерки», и убежден, что преподаватель понимал это не хуже меня. Он, конечно, мог подарить мне несколько баллов, но он опирался на свои принципы. Пока есть люди, живущие по принципам, а не по цифрам, у нашей науки есть будущее, а значит, будут специалисты в области знаний, а не в торгах за цифры.
Валерий Красильников
Опубликовано: 2009-07-02
|