Девушка безграничных возможностей
– Наверное, самым запоминающимся для меня в том автопробеге «Москва – Сахалин-2006» был такой момент: наша автоколонна выезжала из Биробиджана уже в абсалютной темноте, без фонарей, а по трассе полным-полно резких поворотов. Но, будучи за рулем и возглавляя колонну, я задала себе планку – идти со скоростью 80 км в час.
Не меньше! Уже после спрашиваю у ребят, которые шли за мной, дескать, не медленно ли я ехала. Они руками замахали: «Да ты что?! Неизвестно, смогли бы мы так вести!» Для меня это было своего рода признанием: мало того что я сдала своеобразный урок на автомастерство, еще был признан мой авторитет как лидера. Да еще мужчинами!
Моя собеседница Кадрия Афлитонова, как принято говорить, человек с ограниченными возможностями. Но, глядя на ее жизнь, на те планки, которые она постоянно себе ставит и берет, уверяешься в простой истине: границы собственных возможностей устанавливает себе исключительно ум человека. И если ты действительно хочешь отправиться на Сахалин, в Тюмень или лично поздороваться с Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, то ничто, даже инвалидность первой группы, тебе не помеха!
– Когда мне предложили участвовать в автопробеге, я чуть не упала: ладно, в Москве, предположим, была, но Сахалин-то я видела только как точку на карте! – улыбась, продолжает рассказ Кадрия. – Более того, управиться мы должны были за месяц – с
1 июля по 1 августа.
Такой смелой из Волгограда Кадрия оказалась одна – другие инвалиды от этого «роскошного вояжа» отказались. Родная «Ока», на которой девушка начала это рискованное путешествие, буквально на первых километрах автопробега тоже заупрямилась. Пришлось пересаживаться в автомобиль Юрия Баусова – председателя ассоциации молодежных инвалидных организаций «АМИО», организатора автопробега и обладателя более приспособленной к таким вояжам «Mitzubishi» с ручным управлением.
– Когда Юрий Николаевич посадил меня за руль, удивлению остальных экипажей не было предела, – продолжила рассказ Кадрия. – Почему-то они считали, что я обязательно либо сама разобьюсь, либо машину в хлам искалечу. В других экипажах, которые составляли, например, муж-инвалид и здоровая жена, женщину почему-то до руля не допускали. Мы же с Юрием рулили попеременно. Может, это доверие друг к другу и сделало нас командой. И помогло дойти до финиша. Кстати, из семи экипажей туда прибыли только три. Остальные по каким-то причинам либо сошли, либо они изначально ставили себе планку ниже. Например, добраться только до Нижнего Новгорода.
– Тяжело было?
– Да. Очень. И не только физически, но и гигиенически, что ли? В городах, которые мы проезжали и где нас встречали, далеко не везде была горячая вода. А помыться было просто жизненно необходимо! В остальном было очень интересно и эффективно.
– Кроме того что каждый из путешественников проверял себя на прочность, какие еще цели преследовал автопробег?
– Мы отслеживали города по их архитектурной доступности для инвалидов: есть ли пандусы, туалеты для людей с ограниченными физическими возможностями, поручни. Пожалуй, самыми благополучными в этом плане мне показались Челябинск и Улан-Удэ. Кроме того, мы везли с собой «Белую книгу», где собирали для Правительства России «белые пятна» – проблемы регионов, через которые ехали. Причем эти проблемы требовали именно вмешательства «сверху» путем новых законопроектов или дополнений в законы.
– Насколько я знаю, по возвращении эта уникальная книга была вручена по адресу – Сергею Миронову?
– Да, но многие указанные в ней проблемы пока не решены. Хотя законотворчество – процесс довольно долгий, поэтому уверена, что результаты будут, но позже. А в награду и на память об автопробеге «Москва – Сахалин» мне остался автомобиль «Шевроле», на котором я езжу по сей день.
– Тем более что ваше общение с Сергеем Мироновым продолжается, верно?
– Да, я была в Совете Федерации в мае. Беседовала по поводу возможного создания у нас в Волгограде рабочих мест для инвалидов. Но тут существует проблема: кроме того что есть группы инвалидности – первая, вторая, третья, еще есть степени нетрудоспособности – первая, вторая, третья. Так вот, человек, например, с первой группой инвалидности и третьей степенью нетрудоспособности не имеет права работать программистом, хотя вполне в состоянии передвигать мышку и с головой у него все в порядке. Чтобы получить это рабочее место, он должен «перепрыгнуть» хотя бы на вторую степень нетрудоспособности. А это означает, что пенсия его будет урезана чуть ли не вдвое, хотя не факт, что его зарплата на рабочем месте покроет эти издержки...
– Какое предприятие хотели создать волгоградские инвалиды?
– При Волгоградской региональной общественной организации молодых инвалидов «Открытый мир» мы хотели открыть курсы мастеров маникюра. Но, образно говоря, наступили на те же грабли: чтобы наши девушки даже выучились на курсах маникюрных мастеров, им надо получить хотя бы 2-ю степень нетрудоспособности. Иначе их туда просто не берут! Выслушав нас, Миронов пообещал, что в следующем году эти степени нетрудоспособности либо пересмотрят, либо вовсе уберут.
– Лично твое впечатление от общения с Сергеем Мироновым?
– Поразила его огромнейшая коллекция минералов. И о любом камне, на который я показывала, Сергей Михайлович мог говорить очень долго и увлекательно – он ведь в прошлом геолог. Кстати, я увезла из этой коллекции несколько экспонатов. В знак же признания моих заслуг перед Отечеством Председатель Совета Федерации вручил мне наручные часы.
– Слушай, Кадрия, тебе могут позавидовать многие чемпионы – ты своими наградами вполне можешь заполнить комнату...
– Ну, собственно, я и есть чемпионка. Например, многих областных и городских соревнований по армрестлингу, гонок на колясках. В конце 2006 года я привезла с интеллектуального конкурса красоты «Мисс Оптимистка», который проводили ребята из Тюменской организации инвалидов, диплом 3-й степени, став там «Мисс Снежинкой». Стать третьей из пятнадцати участниц – это чего-то да стоит! Еще я выучилась на курсах секретаря-референта, а сейчас учусь на факультете «Социальная психология».
– Почему именно там?
– Сначала хотела разобраться в себе, а сейчас прибавилась другая мотивация – помогать другим. И в первую очередь «коллегам» с ограниченными возможностями...
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-06-25
|