Родноверие и язычество – разные вещи
По религиозной принадлежности славян соотносят с «язычниками». Но славяне никогда себя так не величали. «Язычниками» назывались неславянские народы («языци»). Современные исследователи считают, что корректней было бы называть систему религиозных представлений славян «древлеславием» или «родноверием».
Родноверие – уникальный религиозно-мировоззренческий пласт. Это полноценная система представлений человека об окружающем мире, система нравственно-этических установок. Многие из них заимствовало христианство. Родноверие предлагало свои варианты решения метафизических вопросов. В общем, славяне не только хороводы водили и «молились истуканам», как в учебниках рассказывают.
Говорить о том, что у славян была единая религиозно-обрядовая модель, глупо. У каждого племени были свои обряды, представления о богах и их иерархическом статусе и т. п. Несмотря на различия, религиозные воззрения у всех славянских племен были схожи в вопросах нравственно-этических и духовных: почитался культ Рода-вседержителя (в греческой мифологии его аналогом был Зевс, в скандинавской – Один), славяне были пантеистами и уважительно относились к природе (не как к мастерской, а как к храму), в родноверии был мощный элемент этнического патриотизма, ценился несгибаемый бойцовский дух.
До нашего времени исконное родноверие не дожило. Зато современность может похвастаться многочисленными «ремейками» славянской веры – за последние 20 лет на Руси появилось множество различных «волхвов»-толкователей, предлагающих различные варианты «исконной веры». Есть откровенные маразматики, есть экстремисты и ролевики-романтики, а есть и вполне толковые философы.
В большом городе найти современного родновера очень трудно. Евгений Бедарев работает в одном из волгоградских банков, имеет высшее экономическое образование. И это ему не мешает помнить о своих корнях и почитать родных богов. Быть славянином наперекор обществу потребления не так уж и сложно. Женя ведет здоровый образ жизни, занимается спортом и стойко держится своих славянских корней.
– Когда у тебя проснулся интерес к родноверию?
– Интерес к родной вере у меня был всегда. Я читал книги по истории славян, былины, мифы древних славян, исследования Рыбакова. В 2001 году я путешествовал автостопом, был во многих церквях и не увидел там ничего хорошего: все в них очень пафосно. Потом мне довелось побывать в Москве и лично пообщаться с волхвом Велеславом. И я убедился в том, что христианство мне не близко по духу. Родноверие не учит смирению, не гнобит человека и позволяет ему в полной мере раскрыть свой потенциал. Меня в родноверии всегда интересовали не атрибуты, не обрядовая сторона, а мировоззренческий аспект: почитание Рода, предков, любовь к родной земле и родной природе. И называть высшую созидающую силу иноземным именем (например, Яхве) я не вижу смысла – мне ближе называть ее Родом.
– Обычный россиянин ассоциирует родноверие с бородатым мужиком в лаптях и сборищами у костра. Важны ли внешние атрибуты для родновера?
– Как Велеслав говорил: «Главное капище – внутри, в сердце» (капище – языческий храм. – Прим. авт.). Вырядиться в рубище, отрастить волосы и обозвать себя «паганом» (язычником. – Прим. авт.) может кто угодно. А для того, чтобы быть родновером, всего этого недостаточно. Нужно чувствовать, жить и мыслить как родновер. Обряды, славления, вождение хороводов у костра – это вспомогательный элемент для привития человеку родноверческого мировоззрения: чтобы люди ощущали себя частью этой религиозной парадигмы. Внешние атрибуты и обряды помогают формировать это самое «капище внутри». Но когда оно будет построено, все формальности – одежда, прическа и т. п. – отойдут на второй план. Из всех родноверческих атрибутов у меня дома есть только красный кут (красный угол. – Прим. авт.) с чурами (чур – статуэтка с изображением родноверческого бога) Рода, Перуна, Велеса и Макоши.
– Религия древних славян до нас не дошла в чистом виде...
– А я и не вижу смысла сохранять религию в статичном варианте. Все должно развиваться. Родноверие, конечно же, не дошло до нас в исконном своем виде. Современные волхвы предпринимают попытки его реконструкции – кто-то более, кто-то менее успешные. Мне кажется, искать родную веру по крупицам нужно в фольклоре, народных преданиях, а не в сухих научных исследованиях Рыбакова.
Цели стать массовой религией родноверие перед собой не ставит. Но право на существование эта религиозно-мировоззренческая система имеет.
Александр Паршиков
Опубликовано: 2009-06-25
|