Уроки литературного творчества от Толстой
Однажды редактор сделала моему фельетону комплимент: «Круче Толстой». Ну, круче, так круче, подумала я и пошла работать дальше. Надо заметить, на тот момент мною был прочитан ее сборник «Изюм». Верите, начинала и «Кысь», и «Не Кысь», но не пошло...
Однако я упустила из виду тот факт, что это не просто писательница, но автор с мировым именем, стало быть, творения Татьяны Толстой были мною недооценены. Я направилась в книжный магазин и приобрела сборник ее рассказов. По сей день мною осилены лишь 60 страниц из трех сотен. Я изо всех сил заставляла себя прочесть сборник до конца, но мозг выдает категорический отказ, сигнализируя отключением с последующим переходом в фазу медленного сна. Мощно, красиво, добротно, фактурно, но не мое.
И все же прочитанных рассказов мне хватит для того, чтобы научить всех желающих писать так же, как Толстая. Хотите? Нет? Придется!
Первый урок: Татьяна Никитична тоже порою заставляет своих героев делать то, чего им не очень-то и хочется.
Урок номер два – главный: все у вас должно жить. И травинка, как говорится, и былинка. И занавеска, и скамейка, и половица, и уж само собой разумеется, дом и город Питер. Длинно и витиевато надо рассказать читателю о том, что даже камень – и тот дышит. Не стоит называть меня заложницей сюжета – отнюдь. Но все же, когда он развивается поскорей, я очень даже не против.
Да! Запомните! Почти в каждом вашем произведении, будущие писатели с мировым именем, просто обязано фигурировать пирожное «песочное кольцо». Толстая не стесняется угощать им своих персонажей в соседних рассказах. Больше чем сам этот факт удивляет то, что данные кондитерские изделия мыслятся автором как нечто неаппетитное...
Урок номер три – эффект неожиданности. Велеречиво вы ведете свой рассказ, вершите судьбы героев и, оживляя травы, рисуете картины войны, а тут – ррраз – вворачиваете слово «дура». Эстетствующий читатель в шоке от подобной смелости, чесслово! Только чтоб найти еще одно такое же, он дочитает ваше творение до конца.
Урок четыре – сами персонажи. Упаси вас бог рассказать историю о ком-то видном, красивом, успешном. Это даже я читать не буду, из принципа. Настоящий Герой – «маленький человек». Буквально малюсенький! Двоюродные бабушки и кузины,
домработницы, нянечки, работники фабрик – самое оно. Всей своей интонацией вы должны сообщать миру: «Смотрите, гламурные подонки и глянцевые бездари, о ком я пишу! Не о сэлфмэйдах там каких и даже не о сильном человеке, а о самом простом, обычном, который даже любовницу заводит практически по разнарядке!» В конце сделайте своих героев максимально несчастными и одинокими, а потом оставьте в полной безвестности. Маленькому человеку – маленькая доля.
Пятый, но не последний урок, будет называться «Работа со словом». Ищите слова покрасивей, синонимы понеобычней. Иначе эстеты на вас просто не клюнут! Сравнения же должны разрывать читателю мозг. Мой принял решение завязывать с Толстой после такого синтаксического экзерсиса: «свежесть надежд, голубых, как утреннее небо». Кстати, с цветописью не заморачивайтесь – пусть все будет голубое, как у гуру: и глаза, и платья, и занавески. Когда и в вашу голову придет нечто подобное – сразу же меняйте фамилию на Толстой или хотя бы Булгаков.
В остальном куда сильней впечатляет ее биография: она была седьмым ребенком в семье, а стала мамой гениального Темы нашего Лебедева, работала в Принстоне, но вернулась в Россию и начала карьеру с должности корректора в издательстве. В конце концов, она судила «Минуту славы» на первой кнопке. Уже одним только этим она меня, увы, круче!
Опубликовано: 2009-06-18
|