Студенческая практика. Неформально о формальном
Через пару недель у подавляющего большинства студентов наступит очередной этап в получении высшего образования – производственная практика. Если со студентами педвузов все просто, понятно и общеизвестно – в большинстве своем они трудятся на ниве детских лагерей, то чем же занимается остальная часть студенчества?
Наталья Дубинина, ВолгГАСУ, специальность «Проектирование в области газоснабжения»:
– Хотя я уже и учусь на четвертом курсе, ничего подобного у меня еще не было. Единственное, после первого курса у нас была геодезическая практика, когда мы лазили по оврагам с рейками и теодолитами. Вот это было интересно!
Большие надежды связаны с предстоящей практикой. Как ни печально, но студенты в общей массе не горят желанием проходить практику. Здесь, конечно, весомым является тот факт, что при поступлении многие думают о выбранной профессии иначе, чем она оказывается на деле.
С другой стороны, учась в нашем вузе, сложно найти место для практики, так как оно не предоставляется – сам студент должен искать своими силами место! На данном этапе времени это практически нереально без помощи со стороны близких и знакомых, потому что малое количество организаций готовы брать к себе практикантов. По одной простой причине: никто не хочет за копейки учить каких-то студентов!
Получается, если ты на самом деле хочешь поработать по специальности, надо чуть ли не горы свернуть. Понятное дело, что у девяноста процентов студентов руки опускаются, в их числе половина, которые были бы не прочь, но пугают сложности.
Как это ни прискорбно, но часто прохождение практики выставляется просто так – за красивые глаза. Причем делается не какими-то захудалыми организациями, а довольно солидными.
Валерия Ларина, ВМИИ им. Серебрякова, специальность «Эстрадный вокал»:
– Нет, конечно, мы проходим нашу практику не на сцене, и на гастроли нас никто не отправляет. Хотя, может, это временное явление, ведь я учусь всего лишь на третьем курсе!
У нас практика уже идет. Группа у нас маленькая – шесть человек. В этом году проходим практику в музыкальной школе. Только-только закончилась теоретическая часть нашей практики – я бы даже назвала ее педагогической теорией. Ведь наша практика заключается в работе с детьми. А мы же не педагоги! Но мы не боимся этого, кто знает, какой опыт пригодится.
Смысл в том, что каждому из нас вменяется ребенок, с которым мы должны заниматься вокалом. Тебе нужно уметь найти общий язык со своим учеником, успешно распеть его и разучить несколько композиций. Это еще ничего! Вот в следующем году у нас будет экзамен! То есть на мой же экзамен придет мой же ученик, и преподаватели будут слушать и оценивать эффективность моих с ним занятий! Страшно. Потому что теперь отметка зависит не только от тебя.
Но мне повезло. По крайней мере, сейчас я в этом уверена! Мне достался замечательный парень, и я уверена, что у нас с ним все получится: он научится петь, я получу заслуженное «отлично».
Александр Воронцов,
ВолгГТУ, специальность «Автоматизация производственных процессов»:
– Каждую практику у нас одна и та же история. Неприятная. Практика у нас проходит по распределению. То на «Каустик» нас пошлют, то еще куда подальше. Пугает одновременно и формализм, который присущ таким организациям: если фотография на пропуск на три миллиметра больше положенного, то пропуска тебе не видать как собственных ушей! И пока не принесешь то, что надо «мадамам», сидящим в отделе кадров, практику не начнешь проходить. Так вот, бывало, и ездишь на край света безуспешно по нескольку раз. Вместе с этим пугает и то, что на заводах нами никто заниматься не хочет.
Конечно, формально есть человек, который нас, студентов, курирует. Но ему важнее сделать ту работу, за которую он несет ответственность непосредственно на производстве. Ездить заставляют, но там мы, по сути дела, ничего не делаем, а только тратим время. Это и обидно.
Хорошо, что я еще на бюджетной основе обучаюсь. Нами не занимаются, а ездить заставляют. Когда понимаешь всю бесполезность этих двухчасовых поездок в одну сторону, ездить перестаешь. И потом начинаются проблемы. Что сказать? Россия!
Единственно полезное, что я увидел, – это первая вводная экскурсия. Нас проводят по заводу, показывают стадии производства «от и до». Так мы видели кухню уже нескольких предприятий.
Также это великолепная возможность посмотреть на будни рабочих и инженеров, примерить на себя данную роль и еще раз задуматься, стоит ли бросаться в омут с головой.
Вот так обстоят дела у студентов с производственной практикой. Все не так просто, как хотелось бы! Единичные ли это явления или очередная проблема современного образования – предмет социологических исследований. Но определенные выводы мы уже можем сделать.
Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2009-06-18
|