«Дяденька, а вам велосипедик не маленький?»
Когда делаешь материал про различного рода экстремалов, то чувствуешь себя как минимум врачом-терапевтом, а как максимум – хирургом. Хорошо еще, что не патологоанатомом. Экстремалы очень уж гордятся своими профессиональными травмами. Порой даже кажется, что именно по этим судьбоносным отметинам можно проследить всю историю увлечений данного индивида. В этот раз я была свидетельницей похождений молодого человека, увлекающегося направлением ВМХ.
Bicycle Moto Extreme – это велосипедный вид спорта. Зародился в Калифорнии в 1970-х. С самого начала он появился как подготовка молодого поколения мото-фристайлеров, для которых настоящие мотоциклы были слишком велики. С течением времени уже выродился в отдельный вид спорта. На велосипедах BMX катаются как на грунтовых трассах и треках, так и на асфальтированных площадках, выполняя различные трюки – флэт, также в рампах, трассах для велотриала и просто по улице – на гранях перил, скамеек, парапетов. Отличительная особенность таких велосипедов в том, что они намного меньше своего хозяина, и в их легкости. Удивленных взглядов ВМХ-ерам не занимать!
Наш герой Михаил Дементьев занимается данным видом спорта не так давно – чуть больше года. Но уже ощутил все его минусы и плюсы: «ВМХ – это прежде всего удача. Когда едешь на таком велосипеде, такое ощущение, что едешь на бомбе замедленного действия. Никогда не знаешь, что с тобой может произойти в следующий момент: может, под колесо что-то неудачно подвернется, а может, и вовсе шатун (крепление педали) отвалится! Вот как у меня: я ехал и в потоке машин по проспекту, и вниз по склону со скоростью 80 км/ч и каких только пируэтов не выделывал! Но шатун отпал, когда я делал безобидный трюк на ровном асфальте. Если бы это произошло в любой другой момент, то мы бы сейчас с вами не разговаривали».
Миша говорит о том, что в Волгограде движение стало более перспективным, чем, например, еще год назад. «Элементарно появились хотя бы магазины, где можно купить оборудование! Теперь мы можем выезжать на разные соревнования! В Москву ведь не наездишься. Кстати, наши парни недавно вернулись из Саратова, с закрытого соревнования ВМХ-еров, где взяли три первых места. Так что можно судить по одному этому факту, что в Волгограде это направление на достаточно высоком уровне».
Но, конечно, как и везде, тут есть свои трудности, помимо очевидной опасности. «На что жалуются все, кто занимается уличными видами спорта? – спрашивает меня Миша. – На то, что негде кататься. Хотя сейчас у нас в области и есть три скейт-парка, этого все равно мало, да и оборудованы они недостаточно. Конечно, порой возникает желание «покорить» какой-то памятник или еще какое запретное место. Но это не потому, что мы такие плохие, а потому, что все же хочется расти, развиваться в данном направлении, а не стоять на месте и целыми днями прыгать на тех немногих трамплинах, что установлены в парках.
Также (за это даже обидно) у нас в отличие от тех же США люди катаются для себя, для своего удовольствия. Там есть цель, мы же катаемся бесцельно. Грубо говоря, мы занимаемся из своих личных интересов: для того чтобы дома не сидеть, играя в «Линейку», не курить по подворотням и прочее».
На мое предположение, что, возможно, это только временное увлечение, Миша не стал оскорбленно опровергать его, ведь главное – заниматься, когда это тебе нравится, и получать удовольствие от настоящего момента: «Мне безумно нравится ВМХ. Я с 2-летнего возраста на велосипеде и уже не представляю своей жизни без него. Мое увлечение вообще началось спонтанно, просто решил немного преобразить свой обычный, но еще новый велосипед. Усовершенствовал! Пока катаюсь на нем. Но сейчас коплю на новый. А стоит он как скромная машина. Я вообще считаю, что важно заработать на свой байк самому, ни у кого не попрошайничая. А то мало того что рискуешь, так еще и не за свой счет!
Не знаю даже, что мне нравится больше. Может быть, то, что благодаря такого рода катанию страх у меня отсутствует. Или когда делаешь невероятно сложный трюк, и вся жизнь проносится перед глазами! Адреналин зашкаливает. Или романтика «найт райдов»: улицы пустые, никого нет, и только ты выделываешь свои пируэты. Но прежде всего почему я и стал этим увлекаться: ВМХ – это хорошая спортивная подготовка (хотя для здоровья это не очень полезно), отличная компания и нескончаемый позитив.
Конечно, нас немного не понимают. Родители умоляют не рассказывать о том, что там случилось с нами за день: со мной и байком. Конечно, я их берегу, но иногда так хочется поделиться успехами или, наоборот, пожаловаться! Девушка моя хоть и ругает меня за неосторожность, но все равно восхищается.
В общем, как бы меня ни отговаривали, ВМХ – это круто!»
Направления BMX
Dirt Jumping – направление, в которое входят все air-трюки, однако Дёрт Джампинг выполняется с более высоких подъемов и трамплинов.
Freestyle – направление, в которое входят почти все трюки из других направлений. Оптимальный вариант, однако не все трюки удастся сделать на нем.
Flatland – направление, которое называют «танцы на велосипеде». Наименее травматичное, так как трюки выполняются на плоской поверхности.
Street – самое травматичное направление, однако самое зрелищное. В него входят все air-трюки.
Vert – катание в рампе и air-трюки с вылетом.
Базовые трюки
Bunny hop – это один из первых трюков, который вы научитесь делать, сев на велосипед. По сути, он представляет собой обыкновенный прыжок, при котором от земли отрывается сначала переднее колесо, а затем заднее; приземление совершается на оба колеса одновременно. Научившись стабильно делать bunny hop на высоту хотя бы 20–30 см, вы можете перейти к вариациям этого трюка: bunny hop 180 и 360 (прыжок с вращением на 180 и 360 градусов), bunny hop barspin и т. п.
Manual – трюк, при исполнении которого райдер едет на одном заднем колесе, не крутя педали, равновесие же поддерживается путeм сгибания ног. Делая manual, многие прибегают к помощи тормозов, однако стоит помнить, что в идеале этот трюк выполняется без использования оных.
Barspin – поворот руля на 360 градусов. Этот трюк можно делать как на земле, просто перенеся вес тела назад, слегка приподняв переднее колесо и прокрутив руль, так и в сочетании с bunny hop, что намного сложнее, но эффектнее.
Основные трюки, исполняемые в стрите и дeрте:
Grind – скольжения по разнообразным препятствиям, перилам, парапетам. Выполняются, как правило, на пегах (стальные трубки, прикручивающиеся с двух сторон к осям колeс), педалях, шатунах, звезде.
Feeble grind – это одно из наиболее распространeнных скольжений и притом относительно простое в техническом плане. Суть его заключается в том, что райдер скользит по грани на задней пеге, а переднее колесо едет по той же грани.
Smith grind – скольжение, при котором райдер передней пегой скользит по препятствию, а заднее колесо байка едет по ней.
Double peg grind – скольжение по грани на передней и задней пегах, расположенных по одну сторону байка.
Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2009-06-11
|