Апелляция по биологии: одним баллом выше – уже прорыв!
Начало июня. Утро. На шестом этаже в Волгоградском институте повышения квалификации учителей на редкость оживленно: это около входа в заветную аудиторию нервно топчутся без пяти минут выпускники городских школ и их уставшие родители.
Ждут заветных десяти часов утра, когда начнется апелляция Единого государственного экзамена по биологии. «Толпу» то и дело выпроваживают на лестничную площадку, дескать, около двери должны остаться лишь те, кому назначено ровно на десять утра, но страждущие упорно возвращаются в тесный коридорчик, потому что жаждут хоть какой-то информации и определенности.
В основном всех волнует вопрос: «Реально ли при помощи апелляции доказать свой более высокий уровень знаний, чем он был определен процедурой ЕГЭ?». Как правило, борьба здесь идет либо между «парой» и «тройкой», либо, но значительно реже, между «трояком» и «четверкой». Напомню, что в 2009 году минимальное количество баллов по биологии равняется 35, что совпало с прошлым годом. Так вот, кому-то до заветных порогов не хватило всего-навсего одного балла, кому-то – трех...
Пожалуй, исключение составили родители с дочкой-школьницей, пришедшие оспаривать «пятерочный» результат в 72 балла. Но девушка рассчитывала получить по любимой биологии, как минимум, 82 балла – именно такой результат ей принес «пробный» ЕГЭ – и на поступление в столичный вуз по биологическому профилю.
Наконец пробил заветный час – десять утра. Через минут пять строго по списку запустили первую «пятерку» несогласных. Расселись напротив пяти преподавателей, среди которых были замечены преподаватели кафедр биологии ВГМУ и ВГПУ. Против преподавателя «играла» сразу команда ну, если не знатоков, то все-таки знающих людей. В состав каждой из них входили: выпускник и один из его родителей. Других «представителей ребенка» из класса жестоко удаляли.
Если в трех словах описывать эти «научные бои», то выпускнику надо было теми же словами, которые были написаны у него в «егэшной» работе, доказать, что он имел в виду как раз правильный ответ, но выразился, возможно, коряво, поэтому его не засчитали. Особенно это касалось заданий категории «C». Обращаю внимание: никакие дополнительные знания и термины использовать было нельзя. У кого-то из преподавателей апелляционной комиссии в сердцах даже вырвалась фраза, дескать, все так могут: сначала ответить неверно, а потом дома порыться в учебниках, проконсультироваться у репетиторов, узнать правильный ответ и теперь доказывать, что ты это знал заранее!
«Первой ласточкой», выпорхнувшей из апелляционной аудитории, стала девушка Марина с мамой Юлией Николаевной. Им как раз удалось доказать свою правоту и при помощи одного-единственного заветного балла поднять работу Марины до «четверочного» порога. Следом вышел парень с мамой: им тоже удалось «подняться» на один бал, но он особой роли не сыграл: хоть 63 балла, хоть 64 – все равноценны «четверке». А эта пара – мама и девушка – из аудитории буквально выбежали. Если бы можно было хлопнуть дверью, то они бы это непременно сделали: оказывается, девушке не то что не начислили дополнительно баллов, а еще и вычли два или три. Честное слово, за всхлипываниями было не слышно! Девочка, претендовавшая на 90 баллов по любимой биологии и, судя по всему, действительно хорошо разбирающаяся в этом предмете, тоже смогла повысить свою работу лишь на один балл...
– Апелляционная комиссия при пересмотре работы в очень редких случаях повышает баллы, – прокомментировал ситуацию заведующий отделом дошкольного и общего образования комитета по образованию администрации Волгоградской области Радислав Музыченко. – И чтобы она повысила «стоимость» работы на два-три-десять баллов, это вообще нонсенс! Потому что тогда получается: грош цена тем преподавателям, которые изначально не смогли оценить знания учеников на достойном уровне. На один балл преподаватели – они же живые люди! – ошибиться могут. Но это вовсе не значит, что все наши повышения даже на один балл одобрит столица.
– Почему?
– Дело в том, что апелляционная комиссия работает уже с персоналиями, с конкретными живыми ребятами, а не с обезличенными работами, за которыми ты не представляешь ученика. И в этом случае Москва подходит к ситуации очень недоверчиво: дескать, а может, между проверяющим и этим конкретным ребенком или его родителями завязались уже какие-то другие отношения? Или они были до этого? А может, здесь уже вмешались симпатия, деньги, жалость или что-то еще?..
– Получается, что столичным чиновникам от образования даже выгоднее понизить баллы за работу?
– Были и такие случаи! В прошлом году на апелляцию по той же биологии подала девушка: в первом вопросе одна действительно была права, а прочитав второй свой ответ в задании «С», она только и воскликнула: «Ой!» и рот ладошкой закрыла: до нее дошло, что ее ошибку просто не заметили. Короче, в результате ее обращения осталась она с тем, с чем пришла. А были случаи, когда столичные проверяющие снижали работы на два-три балла. И если работа написана «на стыке», например, «тройки» и «четверки», то это – критично!
– Сколько апелляций по биологии на сегодня, 5 июня, было подано и сколько из них было удовлетворено?
– Была подана 41 апелляция, 9 из них удовлетворены. Но, повторяю, это еще не значит, что «добро» из Москвы получат даже эти девять работ...
Три совета всем несогласным:
1. Если решился на апелляцию, то доводи дело до конца. Чтобы хотя бы самому себе потом сказать: «Я сделал все что мог...».
2. Если не согласен с оценкой, то беги писать заявление на апелляцию сразу, как узнал свои результаты. Если будешь долго «телиться», то можешь просто не успеть: апелляционная комиссия работает четыре-пять часов в день, а на каждого страждущего отводится по 15 минут «дебатов» с преподавателем, в особо сложных случаях – с председателем апелляционной комиссии.
3. Говорить на апелляции лучше всего ровным и спокойным тоном. Бурные эмоции, недовольство отвлекают от процесса «сражения» за более высокую оценку и раздражают преподавателя – он подсознательно воспринимает их как агрессию против себя.
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-06-11
|