Ом мани падме хум
Мировые звезды рока, этнической музыки и этно-джаза встретились под проливным дождем на стадионе «Уралан» в Элисте. В столице Республики Калмыкия прошел международный этно-рок фестиваль «Океан сострадания». Музыканты заработали 436000 рублей, которые передали четырем детским домам республики. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов дал слово сделать фестиваль ежегодным.
Мероприятие прошло в рамках международного молодежного форума «Доброе сердце». «Фестиваль собрал музыкантов, проповедующих своей музыкой идеи добросердечия и сострадания, которыми испокон веков была наполнена музыка их народов» – так было сказано на открытии фестиваля. Все так и оказалось…
Открывали фестиваль молодые участники – рок-группы из Калмыкии и Астраханской области – «Нортан», «НОЙЗ», «ANTICICLON». Затем эстафета перешла к этно-составляющей фестиваля – музыкантам и исполнителям из стран и регионов распространения буддизма – Калмыкии, Бурятии, Монголии, Тывы, Тибета, а также из Австрии, Франции и США. Каждый из них представил свою интерпретацию народной музыки.
Бурятская певица Намгар исполнила в современной вокальной технике протяжные песни-сказания отважного племени бурятов, прославляющих восточных красавиц, великих воинов и могучих богатырей.
Другой участник фестиваля – экстравагантная Саинхо, родом из Тывы, уже 20 лет проживающая в Австрии, работает в жанре экспериментальной музыки. Саинхо – признанный экспериментатор музыкальных идей на основе фольклора и free jazz, сочетает современные цифровые технологии с архаическими инструментами и приемами исполнения. Женщина-синтезатор обладает загадочным шаманским голосом, который завораживает мощью.
Техника ее пения очень необычна – от тувинского горлового стиля «хоомей» к вызывающим головокружение самым низким и самым высоким пределам джазового вокала. Необычны и тексты ее песен:
Мой бог – великая интуиция,
Мой босс – электрический нерв,
Мой мозг озарен
Желтым цветом мимоз –
Неукротимой плазмой познания.
…Воздух соткан из тысячи глаз,
Миллионов частиц огня…
Я не есть, значит – буду всегда. («Предчувствия сбываются», песня из альбома «Потерянное небо», Италия, 2003.)
Тибетский музыкант Лотен Намлинг явил миру свой новый проект «Тибет-блюз», созданный им совместно с французскими джазовыми музыкантами из группы «Ленто». На первый взгляд это сочетание несочетаемого – инструментального джаза и традиционной вокальной техники исполнения старинных тибетских песен, похожей на ритмичный речитатив – современную технику чтения рэпа.
Завершали фестиваль специально приглашенные гости – питерские группы «Аквариум» и «Сплин». Их 45-минутные выступления стали заслуженной наградой для немногочисленных зрителей, в основном монахов-буддистов, которые на протяжении шести (!) часов сидели под проливным дождем на трибунах открытого стадиона «Уралан», где проходил фестиваль.
Участие Бориса Гребенщикова в фестивале «Океан сострадания» вряд ли можно назвать случайностью. Интерес БГ к тибетскому буддизму стал для многих людей в России первым шагом к более глубокому знакомству с культурой Востока. Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче в одном из интервью так сказал о творчестве БГ: «Эти песни служили ориентиром в духовном поиске для целого поколения россиян в годы, когда в стране был наложен запрет на религиозную практику любого рода. Рок-музыка призывала людей к свободе и поиску смысла существования…»
На фестивале музыканты представили публике свои новые песни и исполнили хорошо известные хиты. Рассуждая о музыке и религии в своем интервью, БГ сказал: «Я никогда не видел, чтобы музыка входила в противоречие с религией. Я считаю, что музыка и религия часто заменяют друг друга, то есть во многом одно и то же. Иногда музыка дает человеку даже больше, чем вера. Главное, обе учат человека не замыкаться в мире своего «я», жить в открытом мире и распространять свет, любовь и благость по отношению ко всем живым существам. Нет музыки, которая учила бы другому… Я просто думаю, чем петь тексты «мальчик, девочка, тра-ля-ля», можно с тем же успехом петь «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», и это сочетание будет действовать лучше».
Несмотря на то что фестиваль такого формата, как этно-рок, проводился в нашей стране впервые, первый блин отнюдь не стал комом. Хочется верить, что «Океан сострадания» не пересохнет, пока есть люди, которые сохраняют музыкальные и духовные традиции.
Елена Федотова
Опубликовано: 2009-06-11
|