Фотография с видом на войну
В Выставочном зале музея ИЗО прошла фотовыставка легендарного журналиста еженедельника «АиФ» Владимира Сварцевича под названием «Контртеррор». В нее вошли самые лучшие фотографии, сделанные мэтром за 20 лет его работы военным корреспондентом и фотографом.
На ней были, без преувеличения, все: и фотографы, и журналисты, и небезразличные гости. Впрочем, поправлюсь: все, кроме тех, кто купил камеры, отдавая дань моде и, отсняв тысячу кадров, уверовал в свой фотографический успех.
Владимир Сварцевич рассказал почти о каждой фотографии, ведь каждая – это целая история и часто – непростой моральный выбор. Вот дети с фотографиями погибших отцов на лацкане потрепанных пиджачков. У них большие глаза, в которых – вся война. А сами они выглядят, словно маленькие старички, одному богу известно, что им пришлось пережить. Вот – разрушенные дома, судьбы, человеческие тела. Вот – мама, целующая сына, который вернулся живым. Такой нежности, такого счастья вы не увидите на глянцевых страницах. Вот – хлеб. На вес золота, военный хлеб. А здесь – осиротевшая бабушка. Рядом – девочка, идущая по руинам босиком.
Об одной из фотографий автору говорить особенно тяжело – на ней снят его друг за полчаса до смерти. После этого я еще меньше верю тем, кто оправдывает отслуживших в мирное время ребят, когда они возвращаются не такими, какими уходили, дескать, насмотрелись. Ничего они не видели! И хорошо!
Владимира спросили: как ему удалось снять президентов? «Ничего особенного, – ответил фотограф. – Когда снимал Путина (на тот момент – президента), я увидел не главу государства и верховного главнокомандующего, а простого, обычного, невероятно уставшего мужика».
Очень здорово в своем блоге написал после посещения выставки волгоградский мэтр Леонид Топровер: «Дорогие девочки и мальчики, любящие фотографию за то, что фоткать – это круто! Рисовать гламурные обои – не круто. У сильной фотографии всегда есть содержание. Не заставляйте своих веселых подруг позировать в виде бледных мистических трупов, и не надо рисовать фотошопом кровь. Кроме слабой пародии на сильных концептуалистов, ничего не выйдет. Лучше пробивайте своей камерой окошки в жизнь. В ней полно всякого, в том числе красивого и трагического. Непосредственно там, где мы живем. А на войне это делает Сварцевич. Спасибо ему!»
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2009-05-28
|