Воспитываем до посинения!
На время этого безудержного и непредсказуемого кризиса быть журналистом опасно. Повсюду сокращают, запрещают внештатников, гонят даже. И, конечно, появляется желание прибиться в тихую гавань более стабильной профессии. Вспомнив первые три буквы второго своего увлечения – «ПЕД», я решила не дожидаться диплома и устроилась работать воспитателем в школу.
А что? Работа вроде не пыльная, стаж капает, мудрый коллектив, денег хоть и малое количество, но зато стабильное! И для журналиста хороший шанс удовлетворить профессиональное любопытство и с изнанки увидеть, что же творится в современных школах.
По идее, без соответствующего диплома на работу такого уровня принимать не имеют права. Однако при желании работодатель найти выход может. Но не радуйтесь: пусть вы и получили это вожделенное место, легко вам тут точно не будет. Работа, чего уж там греха таить, опасная и несправедливая.
Всю силу и мощь несправедливости можно прочувствовать в тихий час. Когда ты, уже измученный учебой, разъездами, библиотеками и прочей обыденностью, вынужден буквально силой засовывать детей под одеяла, смотреть на их недовольные мордашки, терпеть эти вечные перешептывания, игру пальчиками и попытки убежать, вот тут и понимаешь, что значит истинная несправедливость.
Я бы могла книгу написать о том, как они лениво пожевывают пищу во время обеда и с радостью едят черный хлеб на полдник или как промышляют частным терроризмом: подкрадываются сзади, сжимают в железные объятия и не хотят отпускать... Важно другое. Учреждение, в котором я работала, представляет собой школу-интернат со своей определенной спецификой. Так как таковое учреждение на нашу область всего одно, то многие дети прямо здесь и живут, разъезжаясь по домам только на выходные и праздники, а то и только на каникулы. Но после занятий имеют возможность оставаться и городские учащиеся. Чем родители и пользуются, оставляя отпрысков до самой ночи.
График работы воспитателя сложен и необычен: с 7 до 9 утра, затем краткий перерыв на учебные занятия и с 2 до 9 – вновь часы нелегкой службы. Храбрый воспитатель проводит много больше времени с ребятишками, чем чудные родители. Такая тенденция не только в этой школе. Понятно – работы выше крыши! Вот и сидят детки по школам да по классам до посинения...
На работу любящим родителям тоже обычно приходится ехать рано, поэтому школа работает с семи утра. То есть в распоряжении у чада есть два часа до начала занятий. Особо расторопные находят этому времени разумное применение – делают уроки. Но чем ближе к девяти утра, тем большее количество братьев по несчастью тоже добралось до пункта назначения – у таких ребят снижение качества домашней работы налицо! Другая группа учащихся либо приготовила уроки под контролем родителей, либо не готовит их вовсе. Такие личности приходят в школу со свежими силами. И этот контингент учащихся два часа развлекается кто во что горазд: разрисовывает парты, катается на линолеуме, меланхолично обрывает листочки со стоящих на подоконнике растений.
Так же и во второй половине дня. Смышленые делают уроки, ходят на дополнительные занятия, спят в тихий час. Менее хитрые – ищут, чем себя занять. Апогей: час самостоятельной подготовки учащихся. Проходит с пяти до шести вечера. Некоторые индивиды в школе находятся более десяти часов. Все десять часов они находились в одном помещении, с редкими выходами в коридор и столовую. Попахивает тяжелым производством или концлагерем, не так ли? Удивительно, что смышленых обычно разбирают по домам до 5 часов и даже раньше.
В этот час самоподготовки начинается самое страшное: воспитатель выходит на тропу войны с обезумевшими детьми, которые совсем не хотят делать уроки, а хотят вырваться из «клетки» на волю. До 9 часов вечера у меня с моими беспечными подопечными шла борьба «не на жизнь, а на смерть». И все из-за того, чтобы они сделали уроки, плотно покушали, разобрали в своих ящичках. Но детское нутро сопротивляется этим воспитательным методам. Детки хотят под крылышко к маме, туда, где их никто не ругает, не воспитывает. Почему не воспитывает? Да потому что времени не остается. Дорога домой, ужин перед телевизором, поцелуй на ночь – вот и вся семейная жизнь у детей, которые остаются в группе продленного дня.
Но непонятно, откуда дети, начиная этак класса с 3-го, так хорошо знают свои права? Про то, что воспитатель не имеет права на воспитанника ни голос повысить, ни уж тем более прикоснуться? Вероятно, это родители на каникулах стараются. Часто упуская из внимания обязанности, кстати.
Вот так и сидят эти дети с 7 утра до 9 вечера. Уроки делать отказываются. Ждут родителей. Синеют...
Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2009-05-28
|