Казачество на месте не стоит!
Волгоградская область – регион казачий. И в доказательствах эта аксиома не нуждается. Казачество сыграло очень большую роль в формировании Российского государства. Достаточно вспомнить присоединение Сибири. И Ермака Тимофеевича на этих основаниях нужно было назвать «Именем России» безо всякого конкурса.
Казачество всегда было мощным воинским народом-пассионарием, поэтому его всегда и посылали в самое пекло. Патриархальные казачьи традиции до сих пор являются достойным примером для подражания. Сегодня в гостях у «Молодого» атаман 2-го Донского округа Юрий Николаевич Глазков.
– Насколько популярно казачество в нашем регионе?
– Казачество в Волгоградской области развивается стабильно. У нас не проходит и года, чтобы не образовывались новые казачьи общества, новые классы и даже школы с казачьим образовательным компонентом. Постоянно ведется договорная работа с различными структурами и ведомствами. Сейчас разрабатывается план совместных действий с МЧС. Казачество на месте не стоит. Наши дружины участвуют в охране общественного порядка, оказывают содействие органам внутренних дел. Казачий дружинник не только эффективно помогает охране общественного порядка, но и активно участвует в жизни хутора (станицы) и в местном самоуправлении. География наших дружин – 31 муниципальный район и город. И могу вам со всей ответственностью заявить, что население очень активно поддерживает нас.
В подавляющем большинстве районов, где существуют казачьи общества, приняты муниципальные программы по их поддержке. В Иловлинском районе прошел прекрасный фестиваль «Донская красавица». Мы в тесном контакте работаем с военкоматами. Например, в Октябрьском районе было организовано посещение воинской части. И, по моему личному наблюдению, работа казаков с молодежью не проходит впустую: ребята перестали бояться идти в армию.
Великим доказательством заинтересованности властей и населения в развитии казачьего движения явился и недавно прошедший Второй международный съезд православной казачьей молодежи.
По нашим подсчетам, 2/3 всего населения нашей области так или иначе относят себя к казакам либо считают, что у них есть какие-то казачьи корни.
А в соответствии с нормативной базой у нас в области свыше 70 тысяч членов казачьих обществ, и из них свыше 20000 взяли на себя обязательства по несению государственной воинской службы. Более 20 тысяч человек, по результатам последней переписи населения, идентифицировали себя по национальному признаку как казаки.
– Часто ведутся споры: казак и русский – разные национальности?
– Споры об этом идут столько, сколько существует казачество. Ежели быть точным, то в историческом плане казаки (например, петровских времен и далее) всегда считали себя отдельным этносом. До 17-го года во всех учебниках и научных работах по истории, этнографии, географии написано, что «на территории России проживают следующие славянские народы – великороссы, малороссы... и казаки». Советская власть «запретила» казачество. Современная законодательная база говорит о том, что «казачество является исторически сложившейся культурно-ЭТНИЧЕСКОЙ общностью». И доказывается это элементарно. У казаков есть свой диалект (есть энциклопедия казачьего языка), своя определенная территория компактного проживания, своя отличная (от великоросской) культура, свои семейные, бытовые исторические традиции, традиции землепользования, местного самоуправления. Колумб еще Америку не открыл с ныне знаменитыми Соединенными Штатами, а на Дону уже была демократия, которой завидовали и завидуют до сих пор многие государства. Это же была, по большому счету, настоящая республика.
Ставить знак равенства между русскими и казаками я бы не стал. Хотя мы себя считаем неразрывно связанными с русским народом, с русским государством. Это наше большое Отечество – Россия. Некоторые ученые считают казаков субэтносом в составе русского народа. И потому мы – братья!
– В фильме «Тарас Бульба» много было разговоров на «русскую тему». Разве запорожские казаки имеют к нашим отношение?
– Фильм снимался по произведению Гоголя, и он максимально приближен к тексту Николая Васильевича. И на Дону, и на Запорожье в ходу были следующие слова: «Мы – русские по ВЕРЕ!». Определяющим фактором для любого казачества во все времена была вера православная. И никаких противоречий я не нахожу.
– Как у казаков складываются отношения с другими национальностями в нашем регионе?
– Прекрасно. Лично у меня в хороших товарищах Петр Ким – руководитель корейской диаспоры. Я в прекрасных отношениях с руководителем городской немецкой организации Борисом Гехтом, который, кстати, состоит в казачьем обществе и с удовольствием участвует во всех наших делах. И его сыновья тоже. К представителям других народов я отношусь вполне нормально. В казачьих войсках в свое время служили и калмыки, и буряты, и башкиры, и даже мусульмане. А конфликтные ситуации возникают из-за патологического самомнения, граничащего с шовинизмом, либо из-за патологического неуважения к представителям другой нации. Подавляющее большинство
«межэтнических конфликтов» – ссоры на бытовой почве. И национальности здесь ни при чем.
– Одним из наших собеседников была озвучена мысль: в «казачьих регионах» межнациональные конфликты сведены к минимуму...
– У нас этих конфликтов не так уж и много. Факт остается фактом: там, где существуют и работают казачьи общества и дружины, обстановка благоприятная. Они выступают фактором стабильности. Если что-то случается, то у казачьего общества есть силы и возможности локализовать либо сразу разрешить возникающую конфликтную ситуацию. Хочу отметить, что все такие острые вопросы решаются совместно с органами местного самоуправления и с милицией согласно существующим нормативным актам. Мы – народ законопослушный!
– Так что же такое «быть казаком»?
– Есть такие люди, которые начинают себя бить в грудь после третьей рюмки и хвастаться: «Я – донской казак!». Это ненужное хвастовство. Казаком нужно не только быть по крови, но и по делам: жить среди своего народа, помогать своему народу, служить ему, делать добрые дела. Общее дело всегда ставилось выше личных.
Могу привести навскидку десятки примеров, когда люди, не считаясь с личным временем и финансовыми возможностями, делают добрые дела. Я знаю казаков, которые на свои деньги строят церкви, – Бирюков Александр Алексеевич строит храм, Михеев Михаил Михайлович на свои собственные средства построил храм. У казаков есть свои заповеди, которым они стараются следовать.
Казачьи заповеди
1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
Береги честь смолоду, достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Не унижай себя. Не завидуй другим и не держи зла в сердце. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли принять крайнее решение.
2. Казаки все равны в правах: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии!».
Казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общественного положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Сборе, – закон для всех.
Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Для сохранения единства Казачества казак не должен состоять в политических партиях.
3. По тебе судят обо всем Казачестве.
Не совершай дурных поступков и удерживай от них других.
Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Будь примером в жизни своей и защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.
4. Служи верно своему народу, а не вождям.
Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России и ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы.
5. Держи слово. Слово казака дорого.
Помни, что каждое твое слово – это слово твоего народа, слово Казачества.
6. Чти старших, уважай старость.
Без одобрения стариков ни одно важное решение Атамана не может быть исполнено. Власть же стариков – не от силы, а от авторитета и мудрости.
7. Держись Веры предков, поступай по обычаям своего народа.
Если сомнения коснулись твоей души и ты не знаешь, как поступить, – поступай по обычаю своего народа и Вере предков...
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2009-05-28
|