Воспитать команду для... врача и пациента
– Медсестры после медколледжей не умеют сегодня ничего: ни давление мерить, ни уколы делать...
– Да они уже привыкли все делать за шоколадки и деньги!
– Не то слово. В противном случае они к больным даже не подходят. Можно подумать, назначения не для них написаны...
– Да они попросту боятся пациентов, потому что людей не любят! А как можно с таким мировоззрением идти работать медсестрой или медбратом?!
Бурное обсуждение «профессионального портрета» современной медсестры я подслушала отнюдь не на подъездной скамейке. В «семейном» кругу возмущались врачи-профессионалы со стажем и с именем, приехавшие минувшей весной на медицинскую конференцию в ВолГМУ. Вот тогда я и задалась вопросом: «Чему же учат современную медсестру и что из этого многообразия она применяет на практике – в стационаре или поликлинике?».
– Мы давно отошли от стереотипа, дескать, медсестра – это живая машина, созданная для выполнения медицинских предписаний и назначений доктора, – начала разговор Ольга Кузнецова, заместитель директора по воспитательной и социальной работе Волгоградского медицинского колледжа № 2. – Мы готовим думающих медсестер, способных поддержать и врача, и пациента. Собственно, и врач, и медсестра делают одно общее дело – лечат человека. А значит, они должны состоять между собой не в подчинительно-начальственных отношениях, дескать, один лучше и умнее, а другой глупее и знает меньше, а в командных, где каждый дополняет друг друга.
– Насущный вопрос: медсестра, только окончившая медколледж, должна уметь делать инъекции?
– Конечно! И парентеральные инъекции – это не единственная обязанность. Мы учим наших выпускниц, например, правильно заполнять документацию, ухаживать за лежачими пациентами, ставить клизмы, капельницы, выполнять посмертный уход... Словом, умений очень много, в каком-то отделении больше пригодятся одни навыки, а в каком-то – другие. Поэтому когда наши выпускницы приходят на работу в конкретные отделения и поликлиники, то они получают там более детальную специализацию по «своему» направлению – хирургия, педиатрия, гастроэнтерология, акушерство, анестезиология...
– На сегодняшний день ситуация такова: российская медсестра – это образ либо комичный, либо негативный. Что, на ваш взгляд, надо сделать педагогам, обучающим медсестер, врачам и самому обществу, чтобы этот стереотип изменился? К лучшему, естественно.
– С точки зрения врачей – перестать думать, что медсестра – это придаток, который ничего не знает и ничего не умеет. Перестать сравнивать и оценивать медсестру. В конце концов, она просто игрок твоей команды, а значит, и врач, как командир этой команды, и пациент, как ее член, должны быть заинтересованы в том, чтобы с победой прийти к финишу, то есть к выздоровлению.
– Что касается нас, педагогов, то, наверное, не мешало бы для начала брать в эту профессию ребят, которые изначально любят людей. Любовь к людям – это обязательное профессиональное качество медсестры и медбрата. Без них в этой профессии делать нечего! Кроме того, очень помогает личный пример. Чтобы в жизни наших девчонок появлялись медсестры, на которых хочется быть похожими и которые своим профессиональным рвением зажигают выпускниц на всю жизнь.
– А какие пожелания обществу, Ольга Александровна?
– Давайте перестанем показывать фильмы и сюжеты, где главными героями выступают глупые, агрессивные, самовлюбленные, жадные и аморальные врачи и медсестры. Думаю, что дело-то тут не в медсестрах, а в самом обществе, а средний медперсонал просто отражает плачевную картину сегодняшнего дня: какими все мы, увы, стали!
– За 20 лет существования Волгоградского медицинского колледжа № 2 есть ли выпускники, которыми вы гордитесь?
– Конечно! Например, нашими педагогами, многие из которых являются и выпускниками нашего колледжа, – поддержала разговор заместитель директора по научно-методической работе Александра Ефимовна Пироженко. – Так, из наших стен в большую жизнь вылетели: педагог-психолог Елена Ефименко, преподаватель анатомии Анна Алешечкина и, собственно, Ольга Александровна, которая, закончив в 1995 году Волгоградский медколледж № 2, пошла работать в отделение хирургии Волгоградской областной больницы № 3.
– Каков процент ребят, которые после окончания Волгоградского медколледжа устраиваются работать по профессии?
– Если брать статистику за последние три года, то соответственно 73%, 76% и 78%. Мы стараемся, чтобы уже в колледже ребята поняли, насколько прикладной является их профессия. Например, на недавнем Волгоградском образовательном форуме мы провели акцию-исследование «Метаболический синдром и его последствия». Если в трех словах, то все желающие могли взвеситься, измерить свой рост, и на основе этой информации наши студенты вычисляли оптимальный для него вес, сравнивали с имеющимся, и... человек получал примерные рекомендации по здоровому образу жизни. Наша акция не прошла даром: на этом форуме наш колледж получил диплом первой степени за научно-исследовательскую работу.
– Еще мы пришли к выводу, что профессионализму учит не только совместная работа, но и отдых, – рассказала напоследок Ольга Александровна. – Например, весной мы проводим выставку «От души и для души», куда свои всевозможные творения приносят и студенты, и преподаватели. И выясняется столько всего интересного! Например, мы пришли к выводу, что самыми шьющими, вышивающими, лепящими и рисующими являются знаете кто? Стоматологи! Педиатры же – самые веселые: вы попробуйте-ка в плохом настроении и со злым лицом лечить детей!.. А терапевты – самые большие интеллектуалы. Просто команда «Что? Где? Когда?», но медицинской направленности...
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-05-28
|