«Шалтай-Болтай»: от Волгограда до Нью-Йорка
Видя у меня на полке или на диване очередной номер «Шалтай-Болтая», многие знакомые удивляются и кидают почти одинаковые реплики: «Говоришь, этот журнал издается в Волгограде? Серьезно?! Надо же, и печать приличная, и содержание, и даже рисунки! И сколько стоит? Тридцать рублей? Блин, коммунизм какой-то! Дай почитать, а?».
Предвидя такую просьбу еще в самом начале разговора, заворачиваю «Шалтай» в новенький файлик – все-таки хочется, чтобы со временем он ко мне в меру потрепанным вернулся – и ненавязчиво провожу с «неофитом» познавательную беседу: «А ты вообще фантастические журналы в руках держал? А книги? Как думаешь, чем журнал отличается от фэнзина?».
На самом деле я не хуже моих гостей тоже вникла в эти нюансы недавно: главные отличия фэнзина от фантастического журнала – это маленький тираж и некоммерческая основа выпуска. И хотя наш «Шалтай-Болтай» внешне выглядит вполне профессионально, его вот уже 14 лет создают фэны, начинающие и известные писатели-фантасты, что называется, на общественных началах. Кстати, первый номер волгоградского фэнзина был выпущен к Всемирному дню фантастики – 31 июня 1995 года. С тех пор Ольга Кавеева стала его бессменным редактором.
– Можно сказать, что «родителем» нашего «Шалтая» стал клуб любителей фантастики «Зазеркалье», который находился в Советском районе, – рассказала Ольга Кавеева. – Первые номера были «под завязку» заполнены критическими материалами на всевозможные фэнтези и фантастические произведения, бурным потоком хлынувшие к нам в те годы. И только позже мы «доросли» до авторства. Нет, талантов всегда хватало, просто потребности самим писать фантастику не возникало. А потом как понеслось!
Начальные тиражи в 30–40 экземпляров разбирались местными фэнами мгновенно.
Со временем к создателям «Шалтай-Болтая» присоединились сначала пишущий фантастику и сайты Олег Шевченко, затем Андрей Тужилкин, в чьем издательстве «ПринТерра» и стал издаваться фэнзин. На сегодня официально тираж фэнзина составляет 1000 экземпляров, а авторские рисунки, использующиеся для оформления цветной обложки, приятно радуют креативом.
– Если честно, то самое наше «больное» место – это именно художники! Ау, рисующие люди, откликнитесь! К сожалению, мы не можем заплатить вам гонораров, но наш фэнзин – это чудесный трамплин к новым мирам, то есть возможностям, – взывала во время разговора Ольга Талгатовна.
– А как с писательскими кадрами?
– Можно сказать, что «Шалтай-Болтай» наполняют две категории авторов. Начнем, конечно же, с начинающих. Для многих из них публикация в нашем фэнзине – это первый публичный успех. И пишут нам не только волгоградцы, но и ребята из ближнего и дальнего зарубежья. Например, белоруска Катя Медведева, нынешний житель Нью-Йорка Майкл Гелприн, теперешняя канадка, а в прошлом уроженка города Ульяновска Марина Ясинская, калининградка Татьяна Кигим, болгарин Юрий Илков... Если брать статистику, то больше всего мы публикуем авторов из Москвы и, как ни странно, Крыма, Украины. На Украине ситуация в плане «как бы мне напечататься» вообще печальна: до недавнего времени там существовал единственный журнал «Порог». И в нем действовал принцип такой же, как у нас: тебя печатали в нем даром, но и гонорара ты не просил. Сейчас «Порог» затребовал с авторов деньги за публикациии.
– А волгоградских авторов много?
– Позор джунглям, нет! Я считаю, их должно быть гораздо больше! Самыми постоянными являются наши писатели-фантасты Сергей Синякин, Юрий Астров, Сергей Стоян, которые входят в редколлегию нашего журнала. Из молодых, пожалуй, волгоградский парень, который публикуется под псевдонимом Стэн Диш. Раньше он тяготел к ролевому движению, а теперь увлекся готами и шокирует окружающих, приходя в гости с очередным бесконечным томом о тяжелой жизни вампиров под мышкой. Из постоянных профессиональных художников могу назвать лишь члена Союза художников Вадима Жукова.
– Как смотрится волгоградский «Шалтай-Болтай» на фоне остальных фантастических журналов и фэнзинов России?
– При том что фантастика и фэнтези являются сегодня, пожалуй, самыми популярными и издаваемыми жанрами в России, творческих площадок для авторов у нас кот наплакал. На сегодня есть три популярных фантастических журнала: «Если», «Полдень. 21 век» и «Мир фантастики». Последний, правда, был создан как издание, рассказывающее о компьютерных играх, но со временем он стал с удовольствием публиковать и рассказы. Непонятна ситуация со старейшим журналом «Уральский следопыт», но коль скоро они проводят ежегодный фестиваль фантастики «Аэлита», думаю, что выжили и теперь расширяются. Российские фэнзины: в Липецке выходили «Семечки», в Подмосковье – «Звездный путь», лучшим фэнзином по итогам «Еврокона» в 2006 году был признан наш «Шалтай», а в 2008 году – фэнзин «Конец эпохи». Увы, как обстоят дела с другими фэнзинами, пока не знаю. Кстати, для примера: в Америке выходит порядка 5 тысяч фэнзинов.
– Ольга Ивановна, к вам по-прежнему можно приходить с рукописями? А точнее, с электронными версиями фантастических нетленок?
– Безусловно! Мы рады и авторам, и новым читателям. Дело в том, что, получив признание на «Евроконе», мы поняли одну простую вещь: нас читают примерно одни и те же люди: близкие к ролевому движению, к писательству. С удовольствием нас читает и старшее поколение, которое выросло на фантастике. Увы, больше наша аудитория не расширяется. И дело тут в том, что за время перестройки люди отвыкли читать журналы и уже не верят, что они могут быть качественными. Кстати, сайт «Шалтая» для всех желающих: www.shaltay-boltay.net
– И напоследок, какое бы вы на сегодня дали определение фантастике?
– Литература, которая помогает думать...
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-05-21
|