Вечерка как козырная карта
До сих пор сидящий в наших головах стереотип советских времен утверждает, дескать, в вечернюю общеобразовательную школу идут учиться исключительно двоечники, не способные усвоить программу обыкновенной средней «дневной» школы. Но как ушло в прошлое само понятие «советская общественно-экономическая формация», так и бледнеет тот самый «вечёркинский» стереотип. Теперь получать среднее образование вечером, а днем работать или воспитывать собственного малыша становится едва ли не приметой времени.
– Причин, по которым к нам приходят учиться ребята, несколько, – начала разговор директор вечерней средней школы № 5 Маргарита Жукова. – Во-первых, трудное материальное положение семьи, из-за которого днем парень или девушка зарабатывают деньги, а вечером идут получать полное среднее образование к нам. К ним же я отношу юных мамочек, родивших ребенка в школьном возрасте, потому что обихаживать младенца – это еще тот труд, потяжелее разгрузки вагонов! Во-вторых, ребята, которые ушли из школы после девятого класса, но столкнулись в колледже или техникуме с каким-то «но»: например, внезапно повысили плату за обучение, и родители теперь эту сумму «не тянут». Или, предположим, пришел парень учиться в выбранный колледж, посидел месяц-другой на занятиях и отчетливо понял: не мое! В-третьих, и пожалуй, это самая большая категория наших учеников, ребята, которые ушли из старших классов различных средних общеобразовательных школ города, потому что... ну, не сложилось. Как правило, отношения с учителями; реже – с одноклассниками. А здесь у них появляется возможность начать свою школьную жизнь с чистого листа.
– И получается, Маргарита Григорьевна?
– Вполне! Ведь большинство таких парней и девчонок отнюдь не бездари, а наоборот, таланты и яркие личности. И самая главная их проблема заключается в излишней дерзости, ершистости и агрессивности. Да, они говорят, что думают, и порой такими выражениями, что, пардон, уши в трубочку сворачиваются, но сути это не меняет. Как правило, они говорят очень объективные вещи... Более того, в этих ребятах столько энергии, что если направлять ее в правильное русло, то можно и Волгу вспять повернуть!
– Например?
– Совсем недавно в ГДЮЦе состоялся конкурс городских агитбригад «Я – волгоградец!», на котором «козырной картой» от Центрального района была именно агитбригада «Позитив» нашей школы. Наряду с лицеем № 5, МОУ СОШ № 6 и № 7. Заводилами в нашей агитбригаде стали девушка и парень, каждого из которых в их школах «приговорили» к повторному обучению в 9-м классе. Ребята забрали документы и пришли доучиваться к нам. Сейчас они нормально справляются с учебной программой и стали звездами в агитбригаде. Когда я встречаю преподавателей из их некогда родных школ, они всплескивают руками: «Как вам это удалось?». Как раз в этом все и дело: мы строим со своими учениками отношения с чистого листа. Ну, набедокурил, не сложилось, бывает, сделай выводы, глубоко вздохни и иди дальше. Ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает...
– Сколько в этом году учеников выпустит вечерняя школа № 5?
– В нашей школе ребята обучаются на год больше, чем в общеобразовательной, то есть конечное количество классов у нас 12. И классический вариант, если к нам приходят учиться старшеклассники в 10-й, 11-й и 12-й классы. Для неработающих учеников есть возможность закончить среднюю школу за два года, то есть тогда они учатся у нас как в общеобразовательной школе – старшие классы. Наконец, есть экстернат: три класса за 1 год. В этом году 11 классов у нас заканчивают 22 человека, 12 классов – 18 человек, экстернов – 12. Как и вся страна, будем писать ЕГЭ, сейчас усиленно готовимся. А всего в нашей школе на сегодня 165 учеников, и получать среднее образование к нам едут со всех районов города. Филиал нашей школы есть на улице Новороссийской, 28, где учатся ребята с проблемами по зрению. И, наконец, мы ежегодно открываем учебно-консультационный пункт в СИЗО Центрального района, где начиная с 6-го класса получают среднее образование с полсотни ребят, ожидающих суда...
– Вы на этом посту находитесь уже 20 лет... Что самое трудное в работе директора вечерней школы?
– Пожалуй, вести хозяйственную часть. Здорово, конечно, что наша школа располагается в бывшем доме купца Мишина, построенном еще в 1903 году, но сколько с этим хлопот! Пока справляемся, поддерживаем его в должном состоянии! И еще: если сравнивать по трудоемкости работу с нашими «детьми» и взрослым педколлективом, то, как ни странно, с дерзкими школьниками найти общий язык проще, чем иной раз с учителем.
– Чему лично вас за двадцать лет научили «детки»?
– Знаете, дети – народ объективный и справедливый. И своим поведением они учат прощать, сочувствовать и принимать других такими, какие те есть.
– Коль скоро мы заговорили об объективности учеников, то... Свое прозвище знаете?
– Да, знаю. В разговорах между собой ученики зовут меня Марго. Собственно, это показатель: обычно, если преподаватель не нравится, придумывают что-то более обидное. Кстати, веду у ребят экономику. Познав ее азы здесь, в «вечёрке», многие ребята потом, приходя на встречи выпускников, благодарят за полученный у нас трамплин по этому предмету. И, думаю, признательность за грамотное ведение этого предмета тоже отразилась именно в «Марго»...
В 2008 году вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 5 стала первым и пока единственным в городе получателем гранта мэрии в размере 500 тысяч рублей. Увы, ни в президентские, ни в областные гранты эта категория школ не заложена.
Сегодня в Волгоградской области существует 39 вечерних (сменных) общеобразовательных школ. 10 из них располагаются в тюрьмах, колониях и СИЗО.
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-05-21
|