Дауншифтинг: есть ли жизнь без работы?
Сами знаете кто (к****с) продолжает свое победоносное шествие по планете. Сокращения, увольнения, переход на трехдневную рабочую неделю с ополовиниванием зарплаты. Казалось бы, все плохо и даже ужасно, самое время закупать макароны. Но работающее человечество без боя не сдастся. Оно пустится в свободное плавание дауншифтинга и обретет гармонию с собой, себе подобными и окружающей, как написали бы в учебнике социологии, средой.
Наш регион все прелести обостренной экономической ситуации не обошли стороной, однако радует, что и новые веяния проникают быстро. Речь о дауншифтинге – добровольном отказе от высоких постов, бешеного ритма и мнимой материальной выгоде. Одним из первых осознанных дауншифтеров в Волгограде стала Анна Рыкова, бренд-менеджер ИД «Абак Пресс». Раньше она занималась рекламой и пиаром, одновременно несколькими проектами, являлась лицом издательского дома. Утром 1 апреля она пришла на работу и тоже попала под сокращение. Причем спокойно и даже с радостью. Она прислушалась к себе и поняла, что душа требует перемен.
– Эта работа дала мне все, чего я от нее хотела, вернее, я взяла что могла: многому научилась, со многими познакомилась. Это было мое любимое дело, я хотела тусовок, глянца, стажировки в Москве... Но наступил момент, когда я задумалась: что дальше, чего я могу еще добиться? Ведь мир не заканчивается на твоем рабочем месте. А в этом бешеном ритме у тебя нет времени ни на друзей, ни на родителей, ни на бабушку, которой я хотела бы посвятить свое время.
Я взвесила все до мелочей. К примеру, соотношение зарплаты и того, какие блага она мне делает доступными. Получилось, что даже хорошо выглядела я не для себя, а для работы: макияж, укладка – на мероприятие. Новое платье – потому что надо что-то надеть. Пять тысяч в месяц на бензин – потому что надо ездить. Ты покупаешь журнал, и он лежит у тебя непрочитанным, потом еще и еще один, сам факт его покупки уже считается приобщением. «Благодаря» своей работе я растеряла всех друзей, с которыми общалась прежде, и отказалась от личной жизни. Я поняла, что больше так не хочу.
– Чем теперь наполнен твой день?
– Не могу сказать, что я расслабилась и стала спать до обеда. Вообще все первые дни я посвятила потреблению информации, ранее оставленной «на потом»: кроме журналов это были свежие когда-то фильмы, интересные книги, диски с музыкой. Ведь теперь у меня есть время на осмысление и выбор нужной мне для развития информации. Я, наконец, пошла на курсы французского, на которые раньше, конечно же, не хватало времени. Наконец я начала покупать продукты домой и даже готовить!
Я не переставала заниматься «подработками»: маленькими проектами и фрилансом. Так небольшие суммы из разных источников складываются в прежнюю месячную зарплату, но теперь нет нужды тратить деньги на то, что на самом деле не нужно.
– Что посоветуешь людям, которые испытывают панику при одной мысли об увольнении?
– Прежде всего вспомнить о том, что жизнь не ограничивается работой. Что стабильная работа, машина в кредит и съемная квартира в центре – это не предел мечтаний. Будьте честными сами с собой: это действительно то, чего вы хотите, то, о чем мечтаете? Что вы получаете от своей карьеры? А чего хотели бы получить? С технической точки зрения важно знать трудовое законодательство и требовать все, что тебе положено. Ну и, конечно, не оставлять хвостов, завершить все дела, передать их замам, а если надо – «воспитать» и подготовить преемника.
Помню, перед увольнением я посмотрела на себя в зеркало: уставшая, если не сказать заезженная. Теперь я даже выгляжу лучше: нет погони за таймингом, состояния перманентного стресса, регулярных недосыпов. Стала более открыта, иду по улице – и люди мне улыбаются.
В принципе по пути упрощения можно идти в любой профессии. Пятиступенчатая отчетность, трехчасовые совещания, которые не приводят ни к какому результату. Если эти пункты исключить из рабочего времени, то его можно было бы потратить на прогулку.
Для моей работы нужен Интернет, мобильный телефон и электричество, и я могу несколько дней в неделю работать удаленно, а несколько дней поводить в городе на встречах. Я считаю, что дауншифтинг и фриланс – это новые формы трудовых отношений, они уже меняют наши привычные представления о работе, и, думается, за ними будущее.
Кто-то из мудрых сказал: «Дельная мысль рождается в праздности». Так что стоит остановиться и прислушаться к себе. Идеи и желания появятся непременно!
Екатерина САПОВИЧ
Опубликовано: 2009-05-21
|