Искусственная работа
Несмотря на вопли, что стране не хватает рабочих и специалистов технических специальностей, огромное количество абитуриентов штурмуют творческие вузы.
В пику им сказать бы, что Репиных и Айвазовских не так много: полтора гения на столетие... Но я решила разобраться, в чем же дело, и отправилась изучать плоды кисточно-красочного искусства в Волгограде на V областную выставку изобразительного искусства «Жизнь продолжается», которая проходила в Выставочном зале музея изобразительных искусств. По залу ходили малявки-школьники, которых учителя привели на экскурсию. Еще ходили три иностранки. Выдавала их английская речь. Одна привлекла внимание выкриком «Oh? Pushkin!» – это она увидела картину, изображавшую дуэль Пушкина с Дантесом. За рубежом, говорят, любят живопись…
Я, честно говоря, довольно индиферрентно смотрела на картины. Красиво. Чаще природа, цветы. Портретов мало. Зато много картин, изображавших разные города области: Камышин, Урюпинск, Михайловка. И так интересно: смотришь на картину – узнаешь то или иное место, мимо которого как-то проезжал.
А вот интересно: нужно ли искусство в провинции, ценится ли оно так, как ценится в столице или за рубежом? Что вообще это за профессия такая – творец? Что об этом думают люди, которые связали с искусством свою жизнь, например, студенты Волгоградского государственного института искусств и культуры?
Мария Распопова (ВГИИК, факультет народного художественного творчества, кафедра декоративно-прикладного искусства):
– Я немного разочарована в выбранной профессии. Нас, художников, пруд пруди, а толку?! Нынче спрос на компьютерные технологии! К сожалению, в «кульке» не дают достаточных знаний в этой области, поэтому приходится самостоятельно изучать программы. Если брать свои картины, то у каждого свой вкус и у каждого свое представление. Вопрос в том, захочет ли это принять общество? Да, живопись всегда будет актуальной. Особенно масляная. Картины – это красиво и эстетично. Но ведь главное – найти покупателей. Сейчас это сложно сделать, особенно если учесть кризис! Непостоянный доход. К тому же в Волгограде добиться чего-то гораздо труднее, чем, например, в столице, где это и ценится больше, и ресурсы совершенно другие.
Алексей Ломакин (ВГИИК, факультет народного художественного творчества, кафедра декоративно-прикладного искусства):
– Только компьютеры сейчас дают заработок, по крайней мере, в сфере дизайна и планшетной графики 2D и, конечно, 3D, чем я и занимаюсь. Так что без знаний компьютера много не заработаешь, даже если и классно рисуешь. К тому же старики-художники не пропустят тебя в свой бизнес. Хотя без таланта и на компьютере ты ничего стоящего не сделаешь. Это моя точка зрения. Будущее художников в цифровых технологиях! Портреты печатают на холсте, даже скульптуру делают на специальном планшете объемной с помощью специальной пыли. Ручной труд будет цениться дороже только в том случае, если ты сможешь его реализовать.
Антон Смольянинов (ВГИИК, факультет социально-культурной деятельности):
– Мой факультет выпускает квалифицированных специалистов социально-культурной деятельности: технологов СКД, менеджеров СКД и менеджеров по туризму. Это люди, которые знают, как провести культурно-досуговое мероприятие на любом уровне. В моей группе есть студенты, которые уже работают в этой сфере! Например, в «Golden Night» арт-менеджером. Некоторые открывают свои фирмы по организации разного рода праздников. Также можно стать режиссером-постановщиком массовых мероприятий.
Вообще наша специальность довольно широка, и каждый может найти свое место. Безусловно, кто-то остается и работает в Волгограде и Волгоградской области! В нашем институте учатся многие ребята и из других городов.
Все это понятно. И то, что вуз похвалили, – молодцы, и то, что искренне ответили, – спасибо. Я, пожалуй, выводов делать не буду, потому что там видно будет,
уйдет ли живопись и на ее место придут компьютерные технологии; замолчит ли казачий хор и из наушников в плеере будет раздаваться странного рода музыка; заменят ли тусовки в ночных клубах все культурные программы. Напомню лишь, что совсем недавно по выставочному залу музея изобразительных искусств ходила я с другом и три американки. А! Еще ходили и малявки-школьники… но как-то больше мимо искусства, друг за другом.
Мнение эксперта
А.П. Выстропов, известный художник
В современном мире не существует школы живописи как таковой, еще в России она как-то, может быть, и существует, но и то на ладан дышит. Во всем мире тенденция в изобразительном искусстве тяготеет к инсталляции, объектам, акциям, различным биеннале, видеоарту и т. д. А классическое искусство сейчас уже и не преподают. Нет спроса на него. Государство совершенно не интересуется изобразительным искусством, нет закупок, нет хороших преподавателей, нет выставок, на которые бы выделялись средства. Раньше выделялась конкретная сумма на конкретную выставку, за пять лет до этой выставки заключались договора с художниками, писались картины к конкретному сроку. Но уже последние 15 лет практически никто не пишет картины, ведь на хороший пейзаж, портрет или натюрморт может уйти полгода, а что с ним потом делать? Писать ради удовольствия? Я выживаю только за счет личных контактов. Я сейчас пишу и знаю, что буду писать. Но ведь это не благодаря государственной политике, да и не политике в мире вообще.
Даша Лежайская
Опубликовано: 2009-05-21
|