|
|
Культура не должна быть яблоком раздора
Сегодня культурные люди всей планеты отмечают свой, можно сказать, «профессиональный» праздник.
Генеральная Ассамблея ООН в 2002 году провозгласила 21 мая Всемирным днем культурного разнообразия во имя диалога и развития. Ведь культура – это не только аккордеон, это не только Шуберт или, наоборот, танец живота. Это нечто всеобъемлющее. И культурные люди (коих, к сожалению, подавляющее меньшинство) прекрасно понимают это. Потому и не ссорятся между собой.
– Каждый народ живет не только в разных географических, но и культурных условиях. Каждая культура складывается как система ответов на определенные вызовы (потребности), которые меняются в зависимости от тех же исторических и географических условий. Отсюда и все различия. Разногласия происходят в тех случаях, когда один народ пытается навязать свои культурные ценности другому или когда одна культура абсолютизирует свою исключительность (короче, считает себя лучше других). А такие крайности опасны, – считает волгоградский культуролог А.И. Пигалев.
С этими словами трудно не согласиться. Народ может психологически комфортно существовать лишь в определенных условиях. Вот «народы Крайнего Севера»: живут нормально, пасут своих оленей. И они не просят нас научить их плести лапти или танцевать брейк-данс. У них нет мощных общественных движений, провозглашающих «культуру чукчей» доминирующей и единственно правильной. Спрашивается: зачем вмешиваться в их жизнь? Сами прикиньте: живут люди, работают, никого не трогают. А тут приходит какой-то дядя и утверждает, что он д`Артаньян, а вы тупые пигмеи. Любое вторжение в чужой монастырь со своим уставом влечет за собой отрицательную реакцию со стороны коренных обитателей этого самого монастыря.
– Для нашего региона очень важна проблема установления между представителями различных наций и конфессий добрососедских отношений, наполненных уважением, взаимопониманием и доверием. Однако процесс этот чрезвычайно сложный (особенно когда население области пополнилось значительным количеством мигрантов из ближнего зарубежья) и длительный, требующий не натиска, а кропотливой, повседневной работы, объединения усилий властных структур и общественных организаций.
Важнейшей частью этого процесса является преодоление стереотипов – обобщенных представлений о типичных чертах, характерных для какого-то народа и его культуры. Этнокультурные стереотипы возникают у представителей разных народов, которые меряют друг друга на свой аршин. Непонимание чужого языка, символики, жестов, мимики часто ведет к искажению смысла их действий, что легко порождает ряд негативных чувств. Преодоление предрассудков в отношении к представителям других этнических и конфессиональных групп невозможно без сближения различных национальных культур, проникновения в них. В многонациональном регионе, где складывается ситуация пересечения или наложения культур, любое вхождение личности в инокультурную среду порождает проблему взаимодействия с «культурно чуждым»... Чужое/чуждое – это незнакомое, лежащее за пределами привычного образа жизни. Иное всегда имеет две стороны. Чужое воспринимается как нечто непонятное, возможно, таящее в себе опасность. Однако может и привлекать к себе, вызывать интерес и любопытство...
Знакомство с ценностями культуры этнических групп невозможно без целенаправленной их популяризации. Причем отличительной чертой нашего региона является то, что усилиями ученых-этнографов, историков-краеведов, археологов, лингвистов были обследованы все крупнейшие этнические группы края... Этим занимается музей-заповедник «Старая Сарепта».
Чрезвычайно важно, чтобы приобщение жителей нашего края к материальному и нематериальному культурному наследию начиналось с раннего возраста, с детского садика и школы. Учебные и воспитательные программы должны шире отражать вклад народов в формирование полиэтнического по своему составу культурного наследия Волгоградской области, приобщать детей и юношество к устному, прежде всего, фольклорному народному творчеству, песенным, танцевальным и музыкальным традициям тех народов, которые проживают на территории нашего региона, – так считает кандидат исторических наук О.В. Галкова (ВГПУ).
Есть такая поговорка: «Чему смолоду не научился – тому и под старость не научишься». Мысль очень правильная. Представления о культурном разнообразии должны прививаться человеку с детства. Часто отрицательную роль здесь играют родители, навязывая детям «бытовую ксенофобию», давая слишком узкие «казематные» представления об окружающем мире. Ситуацию можно исправить с помощью социальных институтов: ввести в школе специальный предмет, который бы знакомил детей с культурными особенностями и историей народов-соседей. Нужно создать благоприятные условия для того, чтобы дети разных народов могли друг с другом постоянно общаться. И тогда «комплекс чуждого» будет побежден.
Алексей Ефимов
Опубликовано: 2009-05-21
|
|
Популярное |
На страницах нашей газеты вы найдете, все что интересует
современную молодежь: ВУЗ
Волгограда, вакансии,
жилье
и ипотека, программа
молодая семья. Новости, культура и развлечения, клубы Волгограда, музеи, концерты и кинотеатры!
Лагерь
«Острое перо». Спорт,
здоровье,
безопасный
секс без СПИДа, и многое-многое
другое!
|
|
|