Я – «позер» и горжусь этим!
Людям, обремененным такими качествами, как самолюбование, эксгибиционизм и нарциссизм, в жизни приходится тяжело. А особенно несладко приходится при выборе профессии. Они так и ищут, как бы невзначай раздеться, лелеют надежду завладеть чьим-то взором, а высшая ступень развития подобных личностей – это возведение в ранг музы при гениальном художнике. Да, обычно подобные качества не способствуют успешному трудоустройству. Но и здесь существуют свои рабочие моменты, профессиональные нюансы и даже карьерная лестница.
Занятие, особенно подходящее для данной категории населения, носит название «натурщица/натурщик». В Волгограде они требуются повсеместно – в вузах, где существуют факультеты художественного образования, в частности в ВолгГАСУ, ВГПУ и ВГИИКе. Получая в пользование натурщицу на несколько занятий, студенты пишут свои работы, потом выставляя их на выставке в период сессии. Определенного банка натурщиц не существует, и молодым художникам приходится искать моделей своими силами – через знакомых, привлекая к этому делу и родственников, и родственников родственников. А в некоторых группах существует повинность: провинился в чем-то перед группой, списал лишний раз контрольную – значит, на следующее занятие все заботы о натуре возлагаются на твои плечи. Так что необходимость инициативы со стороны соискателей на вакансию натурщиков – налицо.
Личный опыт
Мне посчастливилось позировать студентам педагогического университета. Знакомая пообещала встретить меня на остановке, поскольку существует опасность заблудиться. Оказывается, студия располагается в подвале жилого дома, дверь табличек не имеет, лампочки в предбаннике тусклые – именно это и вызвало болезненные ассоциации с притоном. Входим. Неожиданность – сразу на кухню. На плите разрывается чайник, только что постиранные носки висят на бельевой веревке, натянутой через все помещение. Дедушка, как будто только что слезший с завалинки, разгадывает на столе, застеленном клеенкой, кроссворд. Не обращая на нас внимания, он продолжает свое занятие. Мы незамеченными двигаемся дальше – к стене, увешанной набросками людей в различных позах, – оказывается, за ними скрывается дверь. За ней – просторное удивительное помещение, заваленное банками-склянками, холстами, мольбертами, недописанными картинами, скелетами, плакатами, иллюстрирующими человеческую физиологию во всей красе, различными гипсовыми частями тела. И также здесь одушевленные обитатели: пять любопытствующих пар глаз смотрят на тебя. Познакомились. Группа маленькая – два мальчика и три девочки, воодушевленно начали таскать свои мольберты по помещению, переставлять, ругаться и сражаться за клочки «земли» – выбирают место и ракурс.
С образом определились заранее: хитрая девица сбежала с полей в разгаре жатвы и прилегла отдохнуть на лавку в стиле пэчворк и лежит мечтает о небесных кренделях. Положили меня, немного поспорили о положении конечностей, но в общем утихомирились. Расселись и как в фильмах: то на меня посмотрят, то на холст, то на меня... А потом раз и давай меня измерять: руку с карандашом вытягивают и в воздухе отмеряют что-то там себе на глазок. Страшно.
Время от времени заходит в помещение мастерской тот самый дедушка. Оказывается, это преподаватель, он просто живет на работе, иногда даже ночью не переставая заниматься любимым делом. И он очень даже строгий: когда заходит, все разговоры замолкают, и чувствуется, как атмосфера начинает накаляться. Но после того как преподаватель уходит, оставив художников и модель предоставленными друг другу, все расслабляются и в порядке очереди оценивают творения друг друга. И тут чего только не услышишь про себя! И «ноги отсохшие», и «голова как у дегенерата», и «рот на бок съехал». Только умудренные опытом натурщицы не принимают это на свой счет, а поначалу и состояние ног автоматически проверяешь, и голову руками ощупываешь. Это еще полбеды. Потом, когда разрешают отдохнуть, заглядываешь сама в мольберты. Но и тут сплошные сюрпризы! Ибо на картинах и не ты вовсе. Да, нужно давать фору искусству. Нет, конечно, потом привыкаешь: работы дописываются, страсти успокаиваются, и уже изображения нравятся – глаз не оторвать! И вымаливаешь себе наиболее приглянувшуюся картину, чтобы дома над диваном повесить.
Профессионализмы
На работу такого плана, по словам волгоградских молодых художников, может претендовать каждый. По их компетентному мнению, интересно рисовать разных людей: и толстых, и тонких, и молодых, и в возрасте. Кстати, обычно слово «натурщица» подразумевает под собой «обнаженку». Если говорить о работе в вузах, то здесь это не обязательно. Например, в педагогическом университете обнаженная натура по учебному плану идет только с 4-го курса. Поэтому, если смелости не хватает либо останавливают различные нравственные принципы, то можно идти позировать к младшим курсам. Там вас не только не разденут, но и, наоборот, приоденут – для колорита.
Если вы уже успели поработать у студентов и вам эта работа понравилась, то стоит метить ввысь по карьерной лестнице. Можно попробовать поступать на актерский в Москву или Петербург, там автоматически всем непоступившим предлагают остаться на работу моделями. Конечно, заработок там намного больше и вполне может быть основным доходом. Также натуры со стажем присматривают себе художников на выставках, а художники присматриваются к ним. Но это уже все после.
В Волгограде заработок натуры схож с доходом промоутеров: 50 рублей/час. Иногда особенно сердобольные студенты-художники скидываются своим любимым моделям по 10 рублей в час с каждого. И еще, конечно, какой-никакой паек за счет художников вам причитается. Супчик домашний, салатик из банки или банально «доширак» – это решать самим студентам, но покормить натуру они обязаны. Так принято. И, конечно, чай к вашим рукам и обогреватель к вашим ногам по первому требованию! Так что условия работы недурные.
Если говорить о сложностях, то они, безусловно, существуют. Прежде всего вам нужно будет стоять/сидеть/лежать в той позе, которая идет по учебному плану. Во-вторых, все эти несколько часов (а обычно это три пары по 1,5 часа) нужно провести без движения, замерев и затаив дыхание. Нужно следить за тем, чтобы все части тела лежали всегда так, как было уговорено сначала, потому что стоит только зазеваться и все: один художник нарисовал так, другой по-другому, а натуру уже не разорвать, и кому-то одному придется все переделывать. Либо еще хуже: ногу чуть-чуть сдвинул, и все: нога не умещается. Выхода два: либо начинать все сначала, либо делать ноги непропорционально короткими. Так что ответственность на вас лежит огромная, именно от вас зависит рациональное использование учебного времени. В-третьих, необходимо иметь терпение и выносливость, поскольку на исходе полутора часов, после которых вам полагается отдых в 10 минут, уже и руки немеют и отнимаются, и дышать тяжело, и пэчворк впился в бока и грозится оставить синяки.
Но все эти трудности легко восполняются приятным обществом в кругу творческих людей и незабываемым художественным опытом. Так что если это занятие и не станет делом всей вашей жизни, то уж время вы в любом случае потратите не зря. И заработаете, конечно.
Мария ДОЛГОПОЛОВА
Опубликовано: 2009-05-14
|