Агрессивная торговля:
явление современности или... иллюзия неуверенных?
Читатели то и дело натыкаются взглядом на заголовки: «Война напитков «кола», «Война гамбургеров», «Разборки продавцов». «Судя по всему, современный бизнес – это уже не соперничество, не борьба, а настоящая война! – заявил Джек Траут, автор книг об агрессивном маркетинге, переведенных на 14 языков мира. – И Россия в ней не является нейтральной территорией. Единственное благо – до вас эта война только начинает доходить. Вы, по крайней мере, предупреждены...»
Так чем навязчивое «впаривание» полиэтиленовых шапочек, одноразовых шлепанцев или зубочисток из саксаула опасно для человека? Ну, кроме отъема энной суммы денег на все эти ненужности!
– Зря вы думаете, что агрессивный маркетинг опасен исключительно для кошелька, – начала разговор практикующий психолог Людмила Словеснова. – С началом рыночных отношений в России начал формироваться своеобразный образ покупателя. Это не человек, не личность, а... потребитель. Что возникает в ассоциативном ряду на это слово? Лично у меня – огромный рот, который все заглатывает. И еду, и услуги, и одежду, и лекарства... Получается, что человека с его личными потребностями, пристрастиями сделали чем-то вроде заглатывающе-перерабатывающей машины. Приятно себя таковым ощущать?
– Не очень! Но как противостоять такому видению?
– Все время отдавать себе отчет, что ты – личность, которая покупает товар или услугу только по собственному решению. Думаю, вопрос Достоевского: «Тварь я дрожащая или право имею?» применим к ситуации в торговле.
А если уж ты «по уши вляпался» и тебе все-таки впарили просроченный дешевый очиститель воздуха, то вздохни, умойся и... сделай выводы! Ну, прозевал, бывает, но как по-другому научиться жить в сегодняшнем обществе? Только через ошибки и конкретные действия. Ведь законы общества поменялись, а люди-то остались. И остались они в большинстве своем с советским образом мышления. Дело в том, что 93% психологических установок у ребенка формируются до трех лет. И если папа застал еще время Сталина, то сын его тоже будет считать, что он – винтик, что надо не высовываться, а делать то, что тебе говорят! Например, купить вот эти убийственного вида тапочки, которые тебе активно навязывают...
– Получается, что «поимка» в сети агрессивного маркетинга – это лакмусовая бумажка: вписываюсь ли я в сегодня или нет?
– Совершенно верно! Я бы сказала так: известны ли тебе современные законы этого общества и можешь ли ты в этом обществе успешно состояться. Я ни в коем случае не говорю, можешь ли ты также кому-то «впарить» пластмассовые тапочки. А только говорю: готов ли ты от них защищаться?
Поучаствовать в беседе мы попросили и преподавателя кафедры психологии образования и развития ВГПУ Людмилу Землянскую.
– Людмила Владимировна, на ваш взгляд, чем опасен агрессивный маркетинг, кроме плохого настроения?
– А этого мало? Психологами доказано, что любая агрессия по отношению к себе и другим начиналась с вроде бы житейского дела – плохого настроения. Когда тебя надули или облапошили, то ты, сознавая свой прокол и коря себя за это, идешь «в минусах» к другому человеку. И, скорее всего, на нем разряжаешься: кто нотации читает, кто кричит по пустякам, а кто-то бьет кулаком в физиономию. Несчастный, на которого человек выплеснул свой негатив, несет его дальше. И пошло-поехало! Цепная реакция как в ядерном реакторе! А при накоплении критической массы может так рвануть: массовые драки, беспорядки, убийства на национальной почве, рукоприкладство в семье...
И даже бездумный расточительный шопинг может быть завуалированной агрессией, направленной против себя, мол, смотрите, какая я негодяйка, деньги растранжирила, буду себя за это корить...
– Думаю, что потребительство у человека в крови. Тогда зачем себя ругать?
– Действительно, потребительство заложено в нас на уровне инстинкта. Поглядите, сколько в русском языке синонимов на эту тему: взять, присвоить, завоевать, получить, захватить... Почему так важно потреблять? А иначе не выживешь! И поэтому младенец сначала захватывает мамин сосок, потом – игрушки, дальше – чужие игрушки, и пошло-поехало! И те, кто профессионально занимается продажами, это усвоили. Именно поэтому существует пословица: все продается и все покупается. Но часто маркетологи переигрывают. Они так боятся, что у них никто ничего не купит, что уже перестают заботиться об элементарных правилах приличия. У них в глазах светится одна-единственная забота – продать!
– Но мне кажется, что так ведут себя люди, которые не уверены в себе и переносят это на работу. Или я ошибаюсь?
– Совершенно верно! Можно проследить и социальный портрет: кто идет в торговые представители? Да кто угодно! Но, как правило, это люди, которые не любят кропотливого труда, не особо доверяют другим, а значит, и себе всегда стараются хорошо выглядеть, общительны и жаждут быстро обогатиться. Более того, в других они видят свою копию. И, будучи неуверенными в себе, а это качество присутствует где-то в 80% характеров, они считают, что и покупателя надо «додавить», а заодно и поставщика, и конкурента!
– Получается, мы можем жить без «втуливания» товаров любым способом?
– Получается, да. Есть такое высказывание на эту тему: «Мир не плох и не хорош. Он всего лишь отражение внутреннего «я» человека». И если ты видишь в покупателях недоумков, которые созданы только для того, чтобы покупать твои тапочки и шапочки, то и ты для них – агрессор.
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-05-14
|