Актуальны ли военные песни?
Армейская сцена до сих пор остается узкоспециализированной, как и шансонная эстрада.
Есть разные армейские ВИА – «Эшелон», «Каскад», «Черные береты» и т. д. Среди исполнителей армейских песен я бы выделил Андрея Краева и Саню. На официальной сцене военные песни неплохо исполняют только Иосиф Кобзон, Олег Газманов и Николай Расторгуев. Ну, еще елисеевский хор, который появляется на «Песне года» и прочих увеселительных мероприяловах. Традиционный концерт, посвященный ВДВ (Дню перевернутых ларьков), обязательно проходит при участии именитого ансамбля «Голубые береты» с песней про «синеву».
Кто-то считает, что в песне главное – запоминающаяся мелодия, кто-то больше обращает внимание на текст, кто-то – на актуальную аранжировку. В военной песне помимо этих вещей есть еще две составляющие: эмоциональный посыл и «знание предмета разговора». Часто по настрою, с которым исполняется песня, определяется степень одухотворенности солдат. В песнях времен ВОВ чувствуется великая мощь – воины знали, за что они сражаются! Другое дело – песни двух последних войн. В них тоже четко отражается отношение к войне. «Афганские» и «чеченские» песни несут в себе беспросветную тоску – парни понимали, что проливают свою кровь непонятно за что. Но не могли нарушить приказ и не отомстить за павших товарищей. «Афганистан! Проклятый горный дикий край! Приказ один... Иди и умирай». С такими песнями на устах в атаку не попрешь, разве только на выполнение операции «Живой щит». Эти песни – поминальные церемонии, когда мужики на кладбище собираются почтить память своих друзей ржаным хлебом и «Пшеничной».
Пошлые куплеты про «батальон морской пехоты» гораздо больше поднимают боевой дух, нежели грустные баллады про «смерть пацана». Сколько борзости, сколько боевого духа: «А мы по локоть закатаем рукава, и все Чикаго расх...рим на дрова!»
Исполнитель обязательно должен знать, о чем он поет, иначе песня получится неубедительной. Это «знание» должно основываться не на документальных кинофильмах и не на исторических романах – певец сам должен побывать там. Т.е. певец должен быть либо причастным к воинскому сословию, либо к так называемым «детям войны», либо хотя бы «пройти срочную». И поэтому песня, коряво исполненная молодым солдатом под расстроенную гитару да на трех аккордах, звучит краше и убедительнее. Никакой Хворостовский, никакой Билан не сможет изобразить всю палитру тревожных чувств. Они не слышали свиста пуль и не прятались в бомбоубежищах. Классики жанра Русланова, Шульженко, Бернес видели войну. Поэтому фронтовые песни в их исполнении цепляют за душу и завораживают. В наши дни про «День Победы» лучше Кобзона никто не споет. Его великолепный голос подточен под ностальгические послевоенные песни. Иосиф Давыдович долг Родине отдал – с 1956 по 1958 гг. он проходил службу в рядах Советской армии. И шесть раз ездил в Афганистан поддержать наших воинов-интернационалистов…
Меня всегда раздражала группа «Любэ». Да, патриоты. Да, они давали концерты в горячих точках. Но какое он имеет право петь такие проникновенные песни про «раненых товарищей» и «комбата-ё-комбата», когда сам кирзы ни топтал? Расторгуев в армии не служил. Потому и поет неискренне и коряво – не пережил то, о чем поет.
Качественные песни про войну пишет Шевчук. Он тертый калач, хотя в армии не служил. Сам не раз попадал под обстрелы в «горячих точках», куда периодически ездит выступать. Солдаты любят и уважают его, потому что знают, что его песни – настоящие. Шевчук все это сам выстрадал и прочувствовал, ибо ему случалось играть в самом пекле. Свои песни «Пацаны» и «Мертвый город. Рождество», от которых просто в дрожь бросает, он написал после концерта в дивизии «Дон-100» в Урус-Мартане. Ему аккомпанировали бомбы и снаряды, на улице шла стрельба.
Сильные военные песни пишет Розенбаум. Жесткие и бескомпромиссные, безо всякого христианского морализаторства. Он имеет на это полное право. Он служил в Афганистане, вытаскивал людей с того света – был врачом.
А теперь попытаемся ответить на заявленный в заголовке вопрос. С одной стороны, нет. И связано это с тем, что эти песни актуальны только в военное и послевоенное время. Когда в стране мир, люди не нуждаются в пафосных призывах «крушить врага» и вспоминают о павших героях только по праздникам. Сейчас вроде как мир. Особый жанр – дембельские песни. Их любят только вчерашние срочники и дворовая шпана – те, кто прошел «духанку», и те, кому пройти ее предстоит. С другой стороны, да. Военные песни представляют собой исторические документы и связующее звено между поколениями. Через них прививается уважение к подвигам отцов и дедов. А хоровое их исполнение объединяет людей. Очень плохо, что мы разучились петь хором.
Александр ПАРШИКОВ
Опубликовано: 2009-05-07
|