Шесть апельсинов, кость и...
В советские времена подарки заворачивали в... газету. Ни о какой красивой оберточной бумаге наши сограждане слыхом не слыхивали. По свидетельству члена Союза художников, эксперта Международной федерации художников Ирины Дарда, первые отделы упаковки подарков появились в Москве в 93-м году. Как это происходило: нарезали журнал «Авангард» и на «кусочке» витрины заворачивали в него сувениры. В такой «подарочный отдел» зашла пожилая иностранка, посмотрела на все это и, шокированная, спросила: «Вы что, в картины Малевича и Кандинского вещи заворачиваете?».
Со временем очень неспешно «оберточный дизайн» распространился по городам и весям России. В Волгограде первые «упаковочные столики» появились в 1994–1995 годах в отделах подарков фирмы «Яника». Кстати, купить сувенирчик в «Янике» считалось на тот момент тотальной невыплаты зарплат очень крутым удовольствием, а уж упаковать его там же – ваще супер!
– Поначалу подарочной бумаги в России не было в принципе, – вспоминает Ирина Дарда. – Так предприимчивые «подарочники» использовали пленку от цветов. Зато сейчас в обилии оберточек, бантиков, рюшечек, ленточек и коробочек можно утонуть! Есть упаковка и женская, и мужская, и даже детская. Люди потихоньку начинают понимать, в чем смысл упаковки. А всего три года назад, проходя мимо упаковочных отделов, люди бросали: «Зачем тратить деньги, если через пять минут всю эту красоту в ведро выбросят?»
– Ирина Александровна, продолжая эту тему, расскажите, как профессионал: для чего нужна упаковка подарка?
– Упаковка служит нескольким целям, – поясняет Ирина Александровна. – Это и некий элемент тайны, загадки: а что же там внутри? Это и показатель заботы о виновнике торжества, да и просто украшение, некий уже обязательный атрибут праздника.
– Я слышала, что вы заворачивали подарки президенту Ельцину. Это правда?
– Да, в моей жизни был опыт работы в одном известном художественном салоне в центре Москвы. Так вот, перед юбилеями известных лиц к нам стояла очередь из VIP-персон. Например, перед днем рождения Бориса Ельцина все просили упаковать шикарные подарки в прозрачную упаковку. Почему в прозрачную? Чтобы не пришлось каждый подарок разворачивать при всех, но при этом сразу было бы видно, что там внутри.
…Чтобы окончательно проникнуться атмосферой «украшения вещей», надо хоть пару часов поработать вместе с профессионалами. Я выбрала сменить профессию в одном из «подарочных отделов» Центрального универмага. В первые полчаса чувствовала себя за прилавком ребенком, попавшим в игрушечный магазин, – хотелось все потрогать, открыть, развернуть и даже понюхать. Передо мной стояли и лежали: десятки рулончиков красивейшей бумаги, огромное количество коробочек и пакетиков – от малюсеньких (для колечка или заколочки) до вполне объемных.
– Что у нас только не заворачивают, – рассказала мне продавец-дизайнер Нино. – Недавно мужчина упаковывал шесть апельсинов. Каждый попросил завернуть в разноцветный кулечек, а потом положить в коробку. Заворачивали как-то раз один банан. Однажды оформляли косточку для собаки: женщина шла в гости к подруге, у которой живет избалованный домашний питомец. Недавно приходил парень, видимо, нумизмат. Попросил упаковать две старинные монеты, причем каждую по отдельности, в крошечные пакетики. Приходилось упаковывать и светильник без коробки, и кастрюлю, и презервативы, и даже 12 вареных крашеных куриных яиц перед Пасхой.
– Нино, какие цвета в упаковке предпочитают волгоградцы?
– В основном красный, синий и зеленый. И золотые или серебристые бантики. Еще иногда сетуют, что нет черной подарочной бумаги. Шучу с ними: простите, вы на траурную церемонию с подарком идете? Иногда обижаются. Между прочим, в нашей профессии важно не только красиво подарок упаковать, но и с клиентом поговорить, пока он ждет. Ведь некоторые так нервничают, пока я упаковываю, что стоять не могут, по прилавку пальцами барабанят. Если они в таком настроении пойдут на праздник, то какой же это праздник будет?!
Пока мы с Нино разговаривали, подошел клиент: «Дайте мне пакетик для галстука! Ой, не знаю какой! Сами выберите. На свой вкус. Еще я этой ерундой не занимался...»
Следующая покупательница оказывается не такой сговорчивой. «Мне нужна упаковка под графин и два бокала». Нино достает шикарную золотую коробку и бант. Но, услышав, что эта итальянская упаковка обойдется ей в 250 рублей, женщина выдает: «Офигели итальянцы». «Ладно, покажите мне вот эту – с цветуями», – еще пытается шутить сама с собой покупательница. «Эта стоит 100». «Жаба душит, душит жаба», – то ли пропела, то ли произнесла дама и, не теряя собственного достоинства, удалилась восвояси.
Пожилая тетушка принесла заворачивать статуэтку в виде ангелочка с трубой. «Не знаете, это архангел Михаил или Гавриил?». Отрицательно качаем головой. «А кто из них будет трубить, когда наступит Судный день?» – не унимается она. «Ладно, заверните его! Юбиляр, думаю, сам разберется, кто это...»
И напоследок. Официально такой специальности «дизайнер-упаковщик подарков» ни в одном волгоградском вузе художественной направленности нет. В 90 случаях из 100 волгоградские упаковщики подарков – самоучки, которые учатся либо по кассетам, либо друг от друга. Многие сожалеют, что в Волгограде нет хотя бы курсов, чтобы «подрихтовать» мастерство.
В среднем зарплата специалиста по оформлению подарков составляет 300 руб в день. И только перед крупными праздниками – Новым годом, Восьмым марта, Днем святого Валентина – может достичь 3–5 тыс. рублей.
Ева НЕНАШЕВА
Опубликовано: 2009-04-30
|