Тяжела шапка Мономаха
Если экономистов и юристов у нас пере-переизбыток, то почему их армия увеличивается с каждым годом? Кем устраиваются работать выпускники вузов без «связей» по данным специальностям?
Евгений Марков честно отработал экономистом по планированию год и четыре месяца, после чего ушел работать... таксистом.
– Я бы не сказал, что найти работу нереально. Другой вопрос – с какой зарплатой. Что касается экономистов, то их чаще всего приглашают в кафе, автосервисы и прочие интересные места. Мне досталось еще более заманчивое – фирма по торговле канцтоварами.
– У обывателя должность экономиста трудно вписывается в деятельность такой торговой организации. В чем состояли твои должностные обязанности?
– Если говорить об этом терминами, то получается сухой перечень: планирование в компании, направленное на организацию рациональной хозяйственной деятельности, определение пропорций развития торговли исходя из конкретных условий и потребностей рынка, выявление и использование резервов с целью достижения наибольшей результативности деятельности... В общем, неспециалисту это как битье головой о стену. Я сей перечень вопринимал вполне нормально, интереснее всего было производить учет маркетинговых данных и строить на них прогнозы по кварталам. За время моей работы наваял четыре таких.
– Наверное, если любишь свою работу, то такие рационально прогнозируемые будни не утомляют. Почему ты вдруг решил сменить работу?
– Вовсе не вдруг. Я решил уйти, когда понял, что экономистом играют, как хотят. Конечно, вот переживем кризис, и пойду опять по специальности, тем более опыт уже есть. Но сегодня таксистская деятельность приносит куда больше прибыли. Дело в том, что во время работы экономистом я нередко лишался премии и процентов из-за очень глупых вещей: «Линия» имела постоянных покупателей, которые предпочитали, в общем-то, весьма однообразный товар. Но есть такой закон: если предприятие не развивается, а продолжает работать на своей стабильности, то вскоре оно станет убыточным. Нет, пока я был экономистом по планированию, убыточными мы не стали, но и роста не было в принципе.
– Ты плохо прогнозировал и изучал рынок?
– Нет, дело в том, что владелец боялся рисковать. Исследуя рынок, я отслеживал новые товары. Предлагал их, сметы составлял, но отклика не следовало. А какой смысл планировать, если при этом ведешь прежнюю политику? К сожалению, работодатель считал, что, наняв экономиста по планированию, он автоматически увеличит прибыль. Абсурдно, не так ли?
– Конечно. Так за что лишали премии?
– Именно за отсутствие роста прибыли. И человеку упрямому сложно доказать, что ты не паровоз. Вот как я увеличу его доход, если он, образно говоря, остановился на продаже перьевых ручек, а на дворе 21-й век? Кстати, несколько моих одногруппников столкнулись с аналогичным твердолобием. Отработали год для трудовой и ушли до лучших времен.
В каждой работе есть масса интересного, но и подводных камней, оказывается, немало. Получается, что специальность предполагает более широкий профиль, т. е. знание, к примеру, психологии. Иначе как убедить в целесообразности своего планирования работодателя?
Анна ВЕЛИЧКО
Опубликовано: 2009-04-23
|