Послушайте!
Приветствую вас, адепты высокого искусства, творцы, сеятели и рядовые ценители прекрасного. Ничего не поменялось: я по-прежнему воздерживаюсь от комментариев. Сегодня ваши нетленки будет комментировать Роман Мерзляков – известный журналист, филолог, переводчик и, не побоюсь этого слова, Человек с большой буквы. Рома (он же Роман Владимирович) преподает в ВолГУ «журналистское мастерство», переводит с французского и английского стихотворения классиков, а также малоизвестных и достойных зарубежных поэтов, ни дня не проводит без прочитанной книги и очень хорошо разбирается в поэзии.
Ведущий рубрики А. Паршиков
Софья Денисенкова
* * *
Крест целую. Падаю наземь.
Нету силы больше молчать.
Мне бы в голову больше разум,
Но как хочется закричать.
Свечи гаснут. Тает надежда,
Что мы будем вместе вдвоем.
Оттолкнул ты вчера небрежно.
Мне бы гордости! Все нипочем.
Не рискну я играть словами.
Поезд тронулся. Да назад.
Прислоняюсь к стеклу губами
И шепчу тихо: «По тормозам».
Как хочу я услышать голос
Да обнять напоследок тебя,
Потрепать за кудрявый волос.
Мне бы гордости! Нет у меня.
Крест целую. Падаю наземь
Нету силы больше молчать.
Мне бы в голову больше разум,
Да сдержаться бы. Не закричать.
Р.М.: Один французский поэт-символист так советовал своим молодым коллегам: не пишите о любви. На эту тему написано уже столько, что сказать что-то новое чрезвычайно сложно. Поэтому – в голову больше разум. Да сдержаться бы. Не сочинять.
Елена Кострюкова
Волчья доля
Волк-одиночка пришел на утес,
Полнолуния тихого была эта ночь.
К небу бездушному он морду вознес,
Крик волчьей боли вырвался прочь.
Тоска, одиночество – горькая доля.
Волчья жизнь не похожа на сказку.
Но есть у волков крепкая воля,
Свою боль они спрячут за серую маску.
Охотник бежит по ихним следам,
Кусочки свинца затеряются в шкуре.
Такая боль и не снится богам...
Кровавый след заметается в буре.
Р.М.: Попросил у знакомой академический словарь русского языка. Долго искал в нем слово «ихний». Так и не нашел. Наверно, ейный словарь какой-то неполный.
Елена Кострюкова
Богу моего сердца
Я в руках дрожащих держу
Локон любимого Бога...
Я задую с наплывом свечу,
И, вздохнув, поплачу немного...
Нить Судьбы я узлом завяжу:
Слишком много чудес я хотела...
И себе я на дверь укажу,
Ведь не к месту дифирамбы я пела.
Плач и смех я таила в себе
И украдкой глаза вытирала.
Но не отвечу под пыткой тебе,
Почему так жестоко играла.
Р.М.: Рифмы «завяжу – укажу», «хотела – пела», «вытирала – играла» не требуют от автора никакого усилия. Глаголы зарифмовать проще всего. Они не таят в себе неожиданности. А читателя надо интриговать. Рифма «себе – тебе» еще была простительна Лермонтову и его современникам. Но с тех пор поизбилась основательно. Никого ведь не впечатляет, если розы цветут в морозы, за любовь проливают кровь, а родина нам мила, как смородина.
Настя Польских
Маме
Жизнь – это много мгновений.
И в ней должна быть мечта.
Желаю твоей исполненья
В день рождения я.
Пусть жизнь станет проще, добрее,
И солнца лучи пусть смелее
Заглядывают в дом наш родной,
А печаль обойдет стороной.
Хоть трудности в жизни бывают,
Нервы тратить не стоит зря.
«Мечта помогает» – люди считают.
Так же считаю и я.
Жизнь – это много мгновений.
Главное в них – мечта.
Желаю твоей исполненья
В день рождения я.
Р.М.: В этих стихах чувствуется искренняя душа автора. Вот только в поэзии это необязательно достоинство. Когда по произведению можно угадать возраст автора, это уже не искренность, а наивность. Литература – это всегда немножечко обман. Немножечко. Ровно настолько, чтобы читатель сам дошел до правды. Так Ахматова сказала Солженицыну: «В ваших стихах нет тайны». А нет тайны – нет стихов.
Василий Бородин
Атеист
Я надену на шею распятье
(Ведь не зря же я принял крещенье).
Сняв с души, как кирпич, заклятье,
Попрошу у Бога прощенья...
Атеист, или не верящий в Бога –
Как хотите, меня зовите.
Я – один из упрямцев убогих,
Кто не верит в тебя, Покровитель.
Кто не верует в жизнь после смерти
И в предложенный рай после ада.
Ну а вы захотите – верьте
В эти сказки Шахерезады.
Я не знаю святого ученья.
Мне не нужно святого распятья.
Для читающих нравоученья
Повторил бы еще раз пять я.
Но сомнение, вспыхнув шибко,
Разгоралось в душе все жарче:
«Может, взгляды мои – ошибка?
Может, надо взглянуть иначе?»
Может, правда, есть Бог-Властитель?
Может, правда, есть рай после ада?
Может, есть Внеземная Обитель?
Может, есть... Мне все это не надо.
Я надену на шею распятье
(Сам себе надеваю удавку!)
И, шепнув с матерком проклятье,
Откажусь от его подарков.
Р.М.: Что ж, автор нашел тему, не связанную с любовными томлениями, но тем не менее задевающую его за живое. И даже внутренний драматизм, сомнения, переходящие в отрицание, – все это передано довольно живо. Хотя чисто технических шероховатостей предостаточно.
Р.М.: А это прозаическое произведение позвольте оставить без комментариев.
Елена Кострюкова
Крик пришедшей души
Никто, наверное, никогда не задумывался, что для него значит зима? Для одного это – праздник, игра в снежки и катание на санках; для другого – камин, чашка теплого какао и клетчатый плед... А для нас, духов, это лишний повод прийти к вам, людям.
Я прихожу с первым снегом, пою дуэтом с тишиной, кружусь в вальсе вместе со снежинками. Они мои лучшие подруги, жаль, что живут они очень быстро. Им хватает трех минут свободного полета и суток простого лежания и созерцания серого неба, а когда они – всего лишь чьи-то слезы...
Я хожу по улицам среди прохожих, говорю с ними, но они не слышат меня. Они не могут меня услышать, а может, просто не хотят. Обыватели... Им неинтересен мир, существование которого не доказано, а может, и интересен... Они в этом не признаются.
Я подбегаю к красивой девушке, обнимаю ее своими эфирными руками, шепчу ей слова о моем прекрасном мире... Но она, не замедляясь, идет дальше. А этот мужчина должен меня почувствовать, я могу стать его музой, ведь я само вдохновение. Я окутываю его своей нежно-ветровой шалью, пытаюсь ему спеть... Но он, отмахнувшись, проходит сквозь меня. Это больно. Равнодушные лица страшнее всего для меня. Ведь я – всего лишь отголосок прошлого, эхо настоящего, отражение будущего. Но люди сидят в офисах, не понимая зачем. Трудятся, вкладывают свою жизнь в деньги. Сами не замечают, как вкладывают свою жизнь в деньги. Сами не замечают, как продают свою жизнь, свою душу за бесценок. Сотня, тысяча, миллион... Жалкие бумажки... Они не дают ЗНАНИЯ, какими владею я.
Я знаю, в чем смысл жизни, в чем призвание каждого человека и что ждет после того, как человек переступает ту черту горизонта, которую вы, люди, называете смертью. Вы не догадываетесь, что уже мертвы! Мертвы ваши души, а тело – лишь жалкая оболочка, которую вы пытаетесь приукрасить, обмотав яркими тряпками, навешав пустых железячек. В мир духов вы попадаете обнаженными, даже ваше тело останется в земле. В дорогом ящике из мертвого дерева, придавленное тонной гранита. И самое страшное, вы стремитесь к этому!
Вы вините во всем время, нравы, порядки, не понимая, что вы сами все это придумали. Вам проще полагать, что кто-то ведет вас. Пусть неправильной дорогой. Но вы заблуждаетесь. Вы сами идете без пути, без направления. Вы убиваете свою душу, свой талант, свою красоту. Вы стремитесь смешаться с себе подобными, потому что мертвый не выделяется среди мертвых. И вы также стремитесь задавить непохожих на вас, ибо вы боитесь, что разоблачит вас, покажет вам истинную цену вашей жизни, и она окажется ничтожно мала по сравнению с «живой» душой...
Я приходило на землю в тридцать четвертый раз, одно и то же я вижу год за годом. И вам покажется, что смысла нет, что я напрасно трачу свои драгоценнейшие знания? На что я, разумеется, знаю ответ... Пока есть надежда (а она вечна), пока есть я (и я вечно), я буду приходить сюда, в ваш мир, с каждым первым снегом. Но знайте, люди, не вечны вы и ваши ценности. Не убивайте зря свои хрупкие, беззащитные души!
Опубликовано: 2009-04-16
|