Не катайся на лошадке – «козленочком» станешь!
– Деточка, будешь кататься на лошадке?
– Буду! – радостно кивает пятилетняя куклешка с косичками и в алом беретике.
– Мамочка, ваш ребенок хочет кататься на пони! Один круг стоит сто рублей.
И пока мама лихорадочно перетрясает кошелек в поисках «стольника», «добрые амазонки» уже «укатили» ее ребенка на лошадке. Получив деньги, юная и не слишком опрятная леди сует их в пухлый кошелек на поясе – воскресенье, все идут гулять с детьми, прибыльный день! И, уже не глядя на маму с дочкой, кидается к следующим жертвам – папе с сынишкой.
…В подобную ситуацию попадал практически любой родитель. И вроде бы сумма, на которую вас раскрутили, небольшая, но, как говорится в анекдоте, ложечки-то нашлись, а осадочек остался... Почему?
Дело в том, что эта сценка укладывается в схему такого явления, как маркетинговый терроризм. Смысл его предсказуем: силой, то есть по принуждению, заставить человека совершить какие-то действия (в частности, покупку!), от которых в другой ситуации он отказался бы. Один из главных инструментов маркетингового терроризма – манипуляция. И если взрослые люди способны стукнуть кулаком по столу и сказать «Нет!», то дети, подростки и люди с неустойчивой психикой становятся жертвами манипуляции.
– Нас беспокоят многие опасности, подстерегающие наших детей на улице: наркотики, насилие, преступность, сексуальные извращения, но мы редко замечаем самую, пожалуй, большую из всех опасностей: лавинообразный поток рекламы и «маркетинговый терроризм», – прокомментировала нашу миниатюру с натуры школьный психолог Неля Марченкова. – И если в случае с катанием на лошадке пострадал только мамин кошелек, то потери в целом от такого явления в обществе значительно больше – как минимум, психика тысяч детей. Ведь многие современные дети и подростки глубоко уверены в том, что без определенной одежды, марки телефона, косметики они в жизни не могут состояться.
В принципе, получается, идет сознательное агрессивное навязывание товаров и услуг. Причем как рекламщиками огромных корпораций, так и мелкими бизнесменами, которые делают это кустарным способом. Но смысл этих «процедур» один и тот же: психологический маркетинговый терроризм – это тот же бизнес, в который вложены огромные деньги и задача которого – получить надежного «прикормленного» потребителя любой ценой. Как это сделать? Да легко! Превратить детей в тревожных, одержимых своим социальным статусом потребителей. И вовлечение малышей в процесс «потребления» начинается уже с раннего возраста. Никогда не наблюдали душещипательных сцен около прилавков с куклами Братц? То-то и оно! Маркетинговые цели многих компаний противоречат интересам общества – воспитать полноценную свободную личность. Маркетологи поняли: дети – это ключевая потребительская группа, потому что ими легко манипулировать и затем вытягивать из их родителей деньги на удовлетворение все новых и новых потребностей, бесконечно создаваемых индустрией. И «обработка» начинается всеми способами манипуляции всех слоев населения и с самого раннего возраста.
– Неля Артуровна, есть ли противоядие?
– Если родители умеют сказать «Нет!» и объяснить ребенку, почему это нельзя получить сейчас же, то и ребенок со временем перестанет бездумно говорить на все подряд: «Хочу!» и поддаваться на приманки продавцов.
Ева НЕНАШЕВА
Опубликовано: 2009-04-16
|