Кино для особо одаренных
Можно смело утверждать, что город живет размеренной жизнью, в которой, к несчастью, нет места для новых идей, событий, мероприятий. В городе чувствуется духовный голод. И чтобы вновь научиться удивляться, я приглашаю вас в кино. «А что тут удивительного?» – спросите вы. А удивительно то, какое это кино. Это кино без границ, свобода мысли и слова. Одним словом – артхаус.
Сие направление кинематографа рассматривает кино не как способ развлечься, а как остановку в нашей суетной жизни. Оно заставляет думать, чувствовать, спрашивать… Непредсказуемые сюжеты, необычные операторские решения, оригинальная музыка или ее полное отсутствие, игра света и тени – именно это отличает такое кино от блокбастеров и популярных фильмов.
Об арт-хаусе нам расскажет Галина Жданкина, кандидат искусствоведения, руководитель студенческого киноклуба «Альтернатива» и преподаватель ВГИИКа, организатор артхаусных фестивалей в Волгограде.
– Чем артхаус отличается от мейнстрима?
– Есть разные определения артхауса. Кстати, этот термин в культурный контекст ввел Сэм Клебанов, глава кинокомпании «Кино без границ». Для меня это прежде всего качественное кино, представляющее авторский кинематограф. Артхаус отличается авангардностью, радикализмом, ярко выраженной авторской индивидуальносттью. Между качественным артхаусом и авторским кинематографом я ставлю знак равенства. Поэтому, я считаю, в нашей программе замечательное авторское кино.
– Когда вы познакомились с арт-кинематографом.
– Это произошло в конце 90-х годов, когда я работала в областном киновидеоцентре и подружилась с представителями московских компаний, прокатывающих неоднозначное кино, европейское, независимое американское и азиатское. Мы стали организовывать в Театре эстрады премьерные показы этих фильмов. Успешными в начале 2000-х были артхаус-фестивали «Другое кино», «Сезон любви». До сих пор вспоминаю громкие премьеры таких фильмов, как «Идиоты» и «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера, «Пианистка» Михаэля Ханеке, «Остров» Ким Ки Дука, «Кинопроба» Такаши Миике, «Куклы» Такеши Китано и другие. Мы одними из первых в России знакомили волгоградцев с творчеством уникальных режиссеров.
– Что за мероприятие вы организовываете?
– В третий раз у нас будет проходить большой фестиваль артхаусного кино, который сейчас называется «Кино без границ-2». Он состоится с 1 по 11 мая в областной филармонии. Первый фестиваль носил название «Весенняя эйфория», второй, как и нынешний, «Кино без границ».
Фестиваль будет проходить на двух площадках. Это областная филармония (вечерние сеансы) и зал областного киновидеоцентра «Шанс», там будут проходить показы днем, с 14 часов. Фильмы будут повторяться: сначала показ в областной филармонии, на следующий день – в кинозале «Шанс».
– Какие фильмы и каких режиссеров будут представлены на фестивале?
– Картин 18. Это самая большая программа арт-хаусного кино, которая когда-либо была показана в Волгограде. Я горда тем, что удалось собрать в одной программе значительные художественные кинопроизведения. Прежде всего это фильмы живых классиков мирового авторского кинематографа. В начале года выдающийся режиссер Отар Иоселиани отметил 75-летний юбилей, и наши показы двух его фильмов – «Утро понедельника» и «Сады осенью» – приурочены к этому событию. У волгоградцев впервые появится возможность познакомиться с творчеством знаменитой династии иранских кинематографистов: в программе фестиваля – фильмы «Крик муравьев» и «Будда рухнул от стыда» отца и дочери, Мохсена Махмальбафа и Ханы Махмальбаф. Мы сможем в фильме «Это свободный мир» оценить талант несгибаемого борца за справедливость – британского классика социального кино Кена Лоуча. Нас ждет премьера фильма, снятого по книге культового Чака Паланика «Удушье» режиссера Кларка Грегга.
Удивительная тенденция этого года: документальное кино стало прокатываться наравне с игровыми картинами. В нашей программе 4 документальных фильма. Это уже нашумевшие картины, отмеченные призами международных кинофестивалей, прежде всего самая скандальная и обсуждаемая работа Виталия Манского «Девственность» – жесткая, честная картина о глубоком падении нравов в нашем обществе, о том, какой путь выбирают молодые люди. Фанаты легендарной группы Joy Division вновь увидят своих любимцев в исследовании режиссера Гранта Джи, и смогут сравнить его с картиной Антона Карбайна «Контроль», которая была показана на прошлом фестивале. Еще две картины – это «Верушка» Пола Моррисси и Бернда Бема и «Адвокат террора» Барбета Шредера. Это кино для киноманов, а не для людей, предпочитающих «поп-корновые» радости в развлекательных центрах.
– Что вы можете сказать о продвижении авторского кино в регионах и какова ситуация в Волгограде?
– Сравнить могу, так как общаюсь с энтузиастами-прокатчиками из Ростова, Самары и других городов. На мой взгляд, мы отстаем от этих городов, потому что там есть специализированные площадки, которые в течение года показывают арт-кино. У нас такой площадки, к сожалению, нет. И хотя мы проводим фестивали два раза в год, арендовать помещения для нас сложно...
– Расскажите о публике, посещающей фестивали.
– Наша аудитория – активная, разбирающаяся в кино публика. Атмосфера на фестивалях – демократичная и доброжелательная. Когда я на форумах читаю высказывания о фестивальных фильмах, понимаю, какая интеллигентная и умная публика посещает наши кинопоказы. В основном это молодые люди: студенты, преподаватели, люди творческих профессий.
Я сама с нетерпением жду этого фестиваля, потому что в нем представлены мои любимые режиссеры, на которых сейчас равняются все авторы независимого кино – братья Дарденны со своей новой гуманной картиной «Молчание Лорны». Но думаю, что главным событием фестиваля станет смелый и честный фильм «Гоморра», разоблачающий преступления неаполитанской мафии. Его называют гражданским подвигом режиссера Маттео Гарроне и журналиста Роберто Савиано, написавшего о деятельности преступных группировок. Лента имела колоссальный зрительский успех в Италии. Мафиози, недовольные фильмом, угрожают режиссеру и сценаристу, которые вынуждены находиться под охраной полиции...
Николай НОВИКОВ
Опубликовано: 2009-04-16
|