Седьмые из тридцати одного
Принцип «деньги в обмен на обязательства», похоже, становится ведущим в нынешней педагогике. Больше других он, конечно, касается регионов, выбравших участие в «педагогическом эксперименте»: когда зарплата школьного педагога зависит не только от квалификации его как учителя-предметника, но и от внеурочной деятельности (внеклассная работа, заведование кабинетом, классное руководство, участие в общешкольных мероприятиях, «воспитание» победителей олимпиад и т. д.).
Поскольку Волгоградская область одна из первых откликнулась на этот эксперимент, интересно выяснить, как по прошествии времени она смотрится на фоне других регионов? К слову, начислять учителям зарплаты по-новому согласились в 31 регионе России.
Прокомментировать ситуацию о ходе эксперимента вообще и остановиться на Волгоградской области конкретно мы попросили заместителя директора Института развития образования Высшей школы экономики Ирину Абанкину.
– Начну издалека. В 2006 году с инициативой оказать поддержку регионам, разрабатывающим и внедряющим в общеобразовательных учреждениях новую систему оплаты труда, направленную на повышение доходов учителей, выступил президент страны Владимир Путин. В чем суть изменений? Количество средств, выделяемых из областного бюджета на выплату заработной платы работникам образовательных учреждений, не изменилось. Изменился лишь механизм распределения фонда оплаты труда между работниками учреждения.
Зарплата педагога и ранее состояла из двух частей. Первая – это тарифная часть, сумма которой зависела от квалификации учителя, стажа работы и количества преподаваемых часов. Вторая – это надтарифный фонд, из которого производилась выплата за ту самую внеаудиторную деятельность. Но если раньше упор делался на количество часов, которые в неделю «отчитывал» педагог, то теперь стимулирующая и, как правило, большая часть зарплаты педагога напрямую зависит от того, как этот учитель «проявляется» как воспитатель и лидер. Для этого учреждения формируют стимулирующий фонд.
– За что сегодня чаще всего стимулируют лучших работников в школах?
– За наличие у них ученой степени, государственных наград или званий «Почетный работник» в сфере образования. Но самое главное – за результаты труда. Критериев оценки результатов труда учителя достаточно много: качество образования, сохранение здоровья учащихся, развитие педагогического творчества... Чем больше педагог делает полезного для школьников и школы, тем больше его зарплата. Критерии у разных российских школ могут быть разные: в каких-то образовательных учреждениях, например, Чувашии, делается упор на «олимпиадников», уровень знаний и науку, в каких-то, например, в Воронежской, – на воспитание достойных граждан, которое может происходить через спорт, патриотизм, социальную работу.
В среднем по России по сравнению с 2007 годом рост заработной платы учителей тех регионов, которые участвуют в эксперименте, составил примерно 45%. Но это не значит, что заработная плата повысилась у всех педагогов этой области поголовно! Увы, у безынициативных учителей она даже немного уменьшилась. Это сигнал им – что-то делайте, а то будет хуже!
– Не потеряли ли в деньгах молодые специалисты?
– Согласна, что у молодежи, только что пришедшей в школу и имеющей 8-й разряд, базовая часть невысока, но по результату они нагоняют «старичков» именно из-за инициативности. Благодаря результатам труда по внеклассной и воспитательной работе начинающие учителя «зарабатывают» именно на стимулирующих выплатах. Конечно, есть и жалобы! Чаще всего они связаны с некорректным распределением стимулирующих выплат. Например, в некоторых школах одинаковая надбавка учителю полагается и за подготовку ученика, попавшего на олимпиаду, и за ученика, выигравшего ее.
– Как выглядит Волгоградская область на общем фоне «педагогического эксперимента»?
– Насколько я знаю, Волгоградская область заняла 7-е место по динамике оплаты труда учителей в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Кроме того, в одиннадцати общеобразовательных школах Волгоградской области апробируется модельная методика формирования системы оплаты труда школьных педагогов. Основной особенностью является формирование фонда оплаты труда образовательным учреждением самостоятельно, но в пределах общего объема средств учебного заведения. Зарплата учителя в этих учреждениях напрямую зависит не только от количества учебных часов, но и от численности обучающихся в классах.
По моим данным, с введением новых механизмов оплаты труда зарплата учителей региона по сравнению с 2007 годом повысилась в среднем на 76%. То есть 5% педагогов получают зарплату более 25 тыс. рублей, 15% – от 20 до 25 тыс. рублей, 38% – от 15 до 20 тыс. рублей. У учителей с высоким уровнем квалификации и хорошими результатами работы оплата труда в среднем составляет примерно 17–18 тыс. рублей.
Наталья ПОЛЯКОВА
Опубликовано: 2009-04-09
|