Мы не равны по природе
В советскую эпоху равными официально считались все дети, независимо от их социального происхождения. Сейчас это считается утопией и не столь массово пропагандируется, хотя государство по-прежнему признает равные права граждан. В том числе и в трудовой сфере. Но так ли это в действительности и чем аукается такая святая вера в доброту и справедливость? Об этом «Молодому» рассказал специалист кадрового агентства «Action». Олег Баринов уже шесть лет занимается подбором персонала, а потому нередко сталкивается с непониманием со стороны соискателей.
– Самая большая ошибка всех безработных – это желание «устроиться хоть куда-нибудь». Согласитесь, вполне правомерно предложить им любую работу, например, чистильщика овощей в столовой. Но тут оказывается, что у человека два высших образования, чуть ли не докторская степень... и вполне логично, что, слыша такое, он топочет ногами!
– Получается, что ошибка соискателя в неверной формулировке запроса?
– И не только в ней. Все начинается гораздо раньше – еще при выборе специальности. Ведь что происходит? Есть три основных типа людей: первые хотят просто зарабатывать, вторые – исключительно работать кем-то, третьим по душе абсолютное безделье. И совсем крохотная группа, условно «четвертая», – это те, кто просчитывает, кем и как работать, сколько за это получать, каковы перспективы роста и как долго будешь востребован.
– Олег, ну неужели даже взрослые люди не составляют такой «схемы реализации»?
– К сожалению, нет. И что меня удивляет, так это неадаптированность к действительности не то что людей предпенсионного возраста, но и молодежи. Вот середина девяностых – время смутное. Поступили, отучились. Вместо того чтобы идти опыт получать – поступили в апирантуру. А все потому, что добрые мамы и бабушки вспомнили свою молодость: «Знаешь, сколько профессора получали?! И квартиры им давали, даже с дополнительной комнатой под кабинет!!!». В итоге лет десять – и кандидатская! Но что после нее? Как наука была в загоне в девяностые, так и в новом веке она в аналогичном болоте.
– И много таких, рассчитывавших на преподавательские оклады и докторские степени?
– Да, прилично. Примерная статистика: научная степень есть строго у одного из десяти к нам обратившихся. А это каково? Получается, что все должны только и делать, что учиться в вузах у этой профессуры. Не подумайте, что я против научных работников! Я за тех, кто будет совершать открытия, работая по призванию, а не в надежде на авось – зарплаты и такие же квартиры. Хватит уже витать в облаках. У нас рыночная экономика, повторяю, рыночная!
– И как тогда определяться выпускнику школы?
– Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели. Капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы.
– Хорошо, как только молодой человек определится с целями, что ему делать дальше? Образование ведь тоже играет не последнюю роль!
– Более правильно сказать, что необходимо знать требования профессии. Вот даже если брать журналистику, то неужели профильное образование решает все? Только что отпраздновал 75-летие, не побоюсь этого слова, легендарный телеведущий Владимир Познер. А он по образованию – биолог. Поэтому, если говорить о планировании своей карьеры, я бы назвал иные решающие факторы (см. таблицу – прим. редакции)…
– Олег, а если говорить непосредственно о предстоящей работе, из каких принципов исходить задумавшемуся о своем будущем?
– Тут я бы предложил такую градацию принципов и интересов:
1. На какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы и т. д.), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?
2. Каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?
3. Какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы?
4. Какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?
5. Хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?
– Тут везде действующее лицо – «Я». Это призыв к самостоятельности?
– Конечно! Именно потому, что я буду жить такой жизнью, а не родители или другие родственники. А потому каждому выпускнику следует помнить, что цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами: личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними: деньгами, связями или случаем.
Цели в карьере должны быть:
1. Конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Волги, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде);
2. Реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными;
3. Позитивными (идти не от чего-то – «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то – «хочу денег и славы»);
4. Ограниченными во времени (цель – это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).
Как планировать карьеру:
1. Главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
2. Цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы);
3. Пути и средства достижения целей (для кого-то – знания и умения, для кого-то – связи и деньги);
4. Внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
5. Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
6. Запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Анна СИВОЛОБОВА
Опубликовано: 2009-04-09
|